Тайны энергосбережения в отдельно взятом ТСЖ
Совсем не обязательно сидеть и ждать, когда тебе дадут ценные указания. Иногда полезнее подумать и начать действовать.
Именно так и решили поступить в ТСЖ «На Даудельной». Две старенькие, тридцатилетние пятиэтажки, которые входят в его состав, — Даудельная, 11, и Немцова, 43 — еще совсем недавно были похожи на сотни других в городе и не отличались особым благоустройством. Там годами в подвалах стояла вода, инженерные сети парили и гнили, постоянно случались перебои то с теплом, то с отоплением.
Пять лет назад жители решили уйти из-под крыла управляющей компании «Север» и создать свое ТСЖ. Нашелся человек, который согласился взвалить на себя это финансово-хозяйственное бремя — Александр Васильевич Клочков. Кандидатура устраивала всех сразу по нескольким параметрам — во-первых, свой человек, его мама живет в квартире на Даудельной, а во-вторых, он несколько лет проработал в системе ЖКХ, прекрасно знает особенности управления этим хозяйством.
Первым делом требовалось оживить инженерные коммуникации зданий. Когда провели экспертизу, то оказалось, что пока одна из пятиэтажек восемь лет стояла с подмоченным фундаментом, она на полметра вросла в землю. Пришлось не только менять трубы, но и существенно поднимать отмостку (работы выполнялись в ходе капремонта и на 90% финансировались из бюджета города). В другом доме подвал был настолько захламлен и замусорен, что когда всю грязь и оставшийся строительный мусор вынесли на свет божий, ТСЖ… оштрафовали за нарушение благоустройства территории — такая гора отходов выросла перед подъездом. Пришлось потом возвращать «штрафные» 50 тысяч рублей через суд, там обвинения с товарищества сняли.
Но борьба за приличный внешний вид внутри и снаружи была нужна не только ради красоты. Клочков «зрил в корень» — многоквартирным домам необходимы энергосберегающие технологии. Они позволят сохранить деньги и в бюджете ТСЖ, и в бюджете каждой семьи. Поэтому в 2007 году он начал внедрять на «своих» домах разработанную по собственной программе систему энергосбережения.
Прежде всего, демонтировали проржавевшие стальные стояки, внутридомовую разводку и протянули неподверженные коррозии полипропиленовые трубы. На лестничных площадках установили новые люминесцентные светильники вместо старых ламп накаливания. На тепловых узлах (их три на два дома) поставили счетчики потребления воды и тепловой энергии, системы регулирования подачи тепла и горячего водоснабжения. Убрали ветхие деревянные окна на лестничных площадках, через которые все тепло уходило наружу, — вместо них поставили пластиковые. В тамбурах на первом этаже заменили дверные блоки. Причем выбрали не те, которые подешевле — из ДСП, а сделанные из массива сосны. Натуральное дерево не только прочнее, но и тепло держит лучше. А чтобы дверями не хлопали и не оставляли их распахнутыми — дооборудовали доводчиками.
Конечно, успели сделать не все — один тепловой узел пока работает без автоматического регулирования отопления; над входом в подъезды не везде установлены энергосберегающие светильники. Пока лишь около 60% жильцов установили поквартирные счетчики горячей и холодной воды.
Но преобразования, которые произошли за три года, уже дали существенную экономию для людей. Общий расход воды по дому снизился процентов на 10-15, а там, где стоят поквартирные счетчики воды, семья платит за водоснабжение на 25-30% меньше. Причем некоторые одиноко проживающие пенсионеры ставят настоящие коммунальные рекорды — оплата за воду у них составляет 50 (!) рублей в месяц.
Существенная экономия чувствуется и по теплу. В октябре-ноябре, например, плата за ГВС и тепло снизилась на 20%, по сравнению с тем же периодом 2008 года. Правда, для председателя ТСЖ остается загадкой, почему сетевыми организациями не соблюдаются температурные графики подачи горячей воды на дом. Например, при температуре наружного воздуха в минус 30 градусов она должна быть 134 градуса, но приборы фиксируют только 103. А перепад между подачей и «обраткой» иногда настолько маленький (бывает всего 100 граммов), что приборы регулирования его «не видят» и отказываются работать.
«На лампочках» в этом ТСЖ тоже экономят. Но, по мнению Клочкова, незначительно. Оплата за освещение мест общего пользования снизилась всего на 10%. И ресурсов для дальнейшего ее уменьшения он не видит. Ставить датчики движения в этом случае не рационально. Расчеты показывают, что приобретение, установка и обслуживание этих систем «съест» весь экономический эффект. Дешевле и проще научиться правильно, пользоваться обычными выключателями.
Поэтому рабочий день Клочкова начинается в восемь утра с обхода «владений» и выключения лишних лампочек. К полезной привычке экономить с умом он приучает и жильцов.
Вот только с одной проблемой Александр Васильевич никак справиться не может, бьется с ней уже не первый год. Когда делали капремонт в домах, неверно составили смету, в результате финансирование пришлось перекроить — добавить на реконструкцию тепловых узлов, сняв со строки «утепление чердачного перекрытия». Так плиты перекрытия верхнего этажа и остались стоять голые, покрытые только тонким слоем раствора. И через эту «черную дыру» дом, особенно верхние этажи, теряет значительную часть тепла.
Стоимость вопроса составляет два миллиона рублей (смета составлена и прошла экспертизу). Своими силами, без помощи городского бюджета, ТСЖ проблему утепления чердачного перекрытия не решит. Если собирать эту сумму с собственников, то получится более 16 тысяч рублей с квартиры — никто таких денег, конечно, не даст.
Жильцы надеются, что их шаги по энергосбережению оценят и помогут завершить начатое. Ведь финансирование ТСЖ может быть получено и в виде гранта, такая форма взаимодействия предусмотрена принятой в городе программой энергосбережения.
***
фото: Александр Клочков.