Не светом единым…
Энергосберегающие лампочки хороши не только своей экономичностью, но и тем, что их производители дают гарантию.
По крайней мере, так написано на коробках: «Гарантийный срок эксплуатации — 1 год». Это означает, что в течение этого срока, если с лампочкой что-то происходит не по вашей вине, в магазине вам ее должны заменить. Система должна действовать так же, как и в случае с обычной бытовой техникой. Если в гарантийный период перегорел пылесос, утюг или телевизор, и все дело в заводском браке — вам обязаны заменить товар.
Если в случае с крупногабаритной бытовой техникой ни у кого и мысли уже не возникает, что может быть по-другому, то с лампочками — история особая. Мы как-то не привыкли бежать с каждой перегоревшей в магазин. Просто считали: не повезло — бывает. Да и стоили они копейки. С энергосберегающими аналогами все иначе, да и стоимость у них в несколько раз больше.
До недавнего времени используемые в быту лампочки накаливания относились к категории расходных материалов, и, соответственно, гарантии на них никто не давал, обмену они не подлежали. Исключение составляют люминесцентные трубчатые лампы для общего освещения или ртутные, низкого давления. Согласно общероссийским классификаторам их причисляют к «электротехническим материалам и оборудованию» и включают в перечень товаров длительного пользования, на которые изготовитель устанавливает срок службы. Отсюда — обязательное требование к сертификации. Правда, все-таки к перечню технически сложных товаров такие лампы не отнесены, и, в соответствии со статьей 5 Закона РФ «О защите прав потребителей», изготовитель вправе, но совсем не обязан устанавливать на такой товар гарантию.
То есть гарантия на энергосберегающие лампочки может быть, а может и не быть, в зависимости от фирмы-производителя. Одни — вкладывают гарантийный талон, другие — пишут срок гарантии на упаковке, а третьи — не пишут и не обещают ничего такого. В любом случае — нарушения прав потребителей нет.
Производители, как всегда, нашли «дырку» в законе и трактуют свои обязанности так, как им удобно. Но даже если кто-то и выбирает политику «держать марку», прикладывая к своим лампочкам гарантийный талон, то это не просто благотворительность, а хорошо просчитанный маркетинговый ход. Когда количество брака на 100 единиц продукции незначительно, то и возврата нечего опасаться. Тогда импортер (а большинство энергосберегающих ламп пока производится за рубежом) принимает на себя дополнительные обязательства отвечать за возможные недостатки товара.
Означает ли все вышесказанное, что на обещанную гарантию покупателю нечего рассчитывать? Вовсе нет. Закон часто действует по принципу: «Разрешено то, что не запрещено». В этом смысле в российском законодательстве, к счастью покупателей, отсутствуют нормы, запрещающие потребителям предъявлять требования в отношении некачественных энергосберегающих, в том числе люминесцентных, ламп. Поэтому при обнаружении каких-то производственных недостатков мы вправе обратиться к продавцу с требованиями, предусмотренными статьей 18 Закона РФ «О защите прав потребителей», и потребовать замены лампы или возврата уплаченных за нее денег.
И очень важно в этой ситуации то, что мы не обязаны доказывать, что «не верблюды» и что не мы повредили гарантийную лампочку, а такой она и была. Закон обязывает продавца собирать доказательную базу и убеждать покупателя, что он заблуждается. Все это делается путем экспертизы. Именно она определяет, возник ли недостаток вследствие нарушения правил использования или еще по какой-то причине. И если вердикт виновности покупателю не вынесен, то продавец обязан все требования удовлетворить. А вот если на упаковке энергосберегающей лампочки нигде не обозначался гарантийный срок, то за подобную экспертизу придется платить самому покупателю (если он захочет связываться с этой процедурой из-за такой мелочи).
Так что, думая об энергосбережении, на всякий случай позаботьтесь о том, чтобы сберечь свои силы, время и деньги в случае внезапного выхода из строя этого электротехнического оборудования. Сохраняйте чеки, гарантийные талоны и упаковки, если хотите потом предъявлять кому-то претензии.