Место и время возможной аварии
Сотрудники Госавтоинспекции в магию чисел не верят, в особую энергетику отдельно взятых мест — тоже, и то, что статистика прошлого года насчитала по городу 113 очагов аварийности, называют простым совпадением.
Все дело здесь в человеческом факторе, считает старший инспектор отдела пропаганды ОГИБДД Алла Очикова. Не появилось еще пока у нас в Тюмени бермудских треугольников, где автомобили бы пропадали (ну или попадали в дорожно-транспортные происшествия) просто так, не из-за чего. У любой аварии всегда найдется объективная причина, которая будет впоследствии фигурировать в официальных документах по факту ДТП.
Самой распространенной причиной аварий в прошедшем году, рассказывает Алла Геннадьевна, было несоблюдение очередности проезда. Из-за нежелания водителей уступать друг другу дорогу (на законных основаниях, между прочим) в 2009 году совершено 307 дорожно-транспортных происшествий, где пострадали люди.
Не хотели автомобилисты давать фору на дорогах не только себе подобным, но и пешеходам. Нарушение правил проезда через пешеходный переход — вторая по счету причина, по которой страдают и гибнут в авариях люди. Правда, справедливо будет отметить, что противостояние водителей и пешеходов по-прежнему обоюдное. Последние нарушают правила дорожного движения с не меньшим постоянством, чем автомобилисты. Например, перебегают дорогу в неустановленном месте — там, где ни светофора, ни просто пешеходного перехода не предусмотрено. Также очень часто, отмечает статистика, многие предпочитают переходить дорогу вне перехода.
А вот что обычно мешает пешеходам и их оппонентам — водителям, соблюдать правила дорожного движения, вопрос отдельный. Самое распространенное и размытое объяснение, которое дают инспекторам ГИБДД участники аварий — «не заметил». Подобное заявление становится посылом к освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения. Хотя, по словам Аллы Очиковой, водители действительно бывают часто невнимательны «просто так» — например, не обращают внимания на новые дорожные знаки; отвлекаются и забывают о дистанции; совершают маневр, не убедившись в его безопасности…
Самый распространенный вид ДТП в условиях города с оживленным автомобильным движением — это столкновение. Участие в подобных авариях традиционно принимают две-три машины, при худшем раскладе — более трех.
Второй по частоте вид ДТП — наезд на пешехода. За прошедший год подобных случаев было довольно много — 508. И это с учетом того, что всего за год произошло 1408 аварий с пострадавшими.
Но бывают случаи, когда водителю не нужны соучастники, — его автомобиль просто наезжает на препятствие. Подобных аварий, «виновниками» которых были столбы, деревья, ограждения и прочие элементы ландшафта, за 2009 года случилось в нашем городе 103.
Кроме прочего, статистика позволяет определить не только основные причины и виды ДТП, но и время, когда они вероятнее всего произойдут (с точностью практически до часа). Так, рассказывает Алла Геннадьевна, уже на протяжении многих лет самым аварийно опасным временем считается период с шести до восьми вечера. Причины очевидны — люди уставшие, оттого немного рассеянные и агрессивные, после рабочего дня в массовом порядке возвращаются домой. А если это вечер пятницы, то «вообще беда». Именно этот день недели пользуется дурной славой у инспекторов ГИБДД — к усталости и рассеянности прибавляется такой неприятный фактор, как алкогольное опьянение.
Удалось сотрудникам автоинспекции вычислить и самое аварийное число каждого месяца. И это не 13-е, хотя оно так органично сочеталось бы с неспокойной пятницей. Это число 23. Именно ему более всего «повезло» на аварии в минувшем году.
Но это вовсе не значит, что водителям в этот день вовсе нельзя садиться за руль, а пешеходам — ни на шаг не отступать от тротуаров. Просто нужно быть предельно осторожными, особенно в местах, которые принято называть «очагами аварийности». Из года в год, рассказывает инспектор Очикова, с подобными местами (где случилось три и более аварий с пострадавшими за год) идет неравный бой. Здесь выставляются дополнительные знаки, подбирается оптимальный режим работы светофора (если он там есть), несут дежурство посты ДПС, и стационарные в том числе. Два таких поста в прошлом году установили на перекрестке улиц Пермякова и Широтной и на кольце Дома обороны.
Если тот или иной отрезок дороги бьет все рекорды по разного рода столкновениям и наездам, здесь устанавливается большой знак на желтом фоне — «Аварийно опасный участок!» Но чаще слух о таких «невезучих» местах расходится между водителями по «сарафанному радио», из уст в уста. Но особо заострять на этом внимание не стоит, считает Алла Очикова. Водителю и пешеходу нужно оставаться предельно внимательным всегда и везде, и тогда никакие черные кошки, перебежавшие вдруг дорогу, не смогут сбить нас с верного пути.
***
фото: