Человек – не иголка в стогу сена
Тысячи счастливых и трагических историй проходят через добровольного помощника программы «Жди меня» Ирину Яркову.
Живет она в Тюмени, работает модельером-дизайнером, и вот уже третий год у нее есть хобби — разыскивать людей.
Заявки на поиск человека она получает от редактора популярной телепрограммы. Вот как начиналась одна из первых историй.
«… Мои родители уже тридцать лет в разводе. Мы с отцом втайне переписывались, но 18 лет назад, когда я собралась поехать к нему в гости, мама об этом узнала, и случился скандал. Так как мой отец к тому времени был женат, то мама поставила меня перед выбором — либо отец, либо мать. Я долго плакала. Адрес отца куда-то (по известным причинам) пропал. Только сейчас, когда сын (копия моего отца) стал говорить о том, что хочет найти деда, моя мама сдалась и дала нам его данные. Но по тому адресу мы его не нашли… Помогите! С уважением, Наташа».
И подобных писем у Ирины Ярковой много.
Тюменцы нередко просят о такой специфической помощи, но еще чаще требуется найти человека, прибывшего в нашу область на заработки. Сургут, Нижневартовск, Новый Уренгой — эти города «перелопачены» Ярковой вдоль и поперек по поисковым базам, которых у нее накопилось достаточно.
ИСКАТЕЛИ ПРИКЛЮЧЕНИЙ
Ирина смеется: в последнее время трогательных семейных историй не так много, на передний план выходят романтические. Молодежь ищет своих попутчиков и тех, с кем где-то счастливо проводила отпускное или каникулярное время. Женщины бальзаковского возраста вспоминают о своих отвергнутых в молодости ухажерах и, оставшись в одиночестве, пытаются их вернуть. Находят, но лишь изредка многолетняя разлука завершается желанным семейным счастьем.
Был случай, когда обратилась молодая дама в поисках возлюбленного. Рассказывает в слезах, что искала его по больницам и моргам. Выяснилось, что он исчез… вместе с кредитом на ее имя, но по душевной простоте ей не пришло в голову, что ее всего-навсего обокрали. Имя и фамилию альфонс не скрывал, поэтому его следы легко обнаружились в одном из крупных городов страны.
Яркова сталкивается и со сложными родственными отношениями. В ее архиве есть история мужчины, который искал свою сестру. Ирина долго вычисляла ее местонахождение и, наконец, нашла: женщина жила в другом регионе, и вполне благополучно. Но найденному брату она оказалась не рада, объяснив это «плохим отношением» к себе с его стороны. В таких случаях заявителю говорят: «адресат выбыл в неизвестном направлении» и прекращают поиски.
Ирина уверена, что можно найти любого человека через Интернет, либо можно обойти места массового скопления людей, расклеить объявления с фотографией, опросить возможных очевидцев, если, конечно, история без особого криминального оттенка. Обычная розыскная оперативная работа, за которую следователи получают заработную плату, а добровольные помощники — благодарность от тех, кого удалось соединить (так они на своем профессиональном языке называют встречу).
Между тем, за криминальные пропажи людей она не берется, считая, что это поле деятельности только для профессионалов. Детективные истории перекликаются с работой добровольцев, но для такого розыска нужны совершенно другие полномочия и ресурсы.
ЛОГИКА ВЫЧИСЛЕНИЙ
Это сейчас у нее десятки знакомых — добровольных помощников по всей стране и за рубежом. А когда начинала свою работу по поиску людей, то не было даже Интернета — днями звонила по телефону и объезжала адреса.
Теперь все проще — поисковики общаются через чат и друг друга хорошо знают. Обмениваются многими данными, в которых есть зацепки по адресам, фамилиям, отчествам.
«Если ищут человека с редким именем, например, Елисей, то смотрю год его рождения и прикидываю возраст возможных его детей — Елисеевичей», — объясняет она розыскную науку. Вообще, людей с редкими фамилиями или именами найти проще, чем многочисленных Ивановых, Петровых и Сидоровых. Сложно искать женщин по девичьим фамилиям, тем более, если они неоднократно выходили замуж.
«Когда нахожу человека, представляюсь добровольным помощником программы «Жди меня» и сообщаю, что его ищут, то первая реакция — шоковая: люди даже не думают, что их может кто-то искать, и очень этому удивляются», — рассказывает Ирина Яркова.
Добровольные помощники не имеют ни популярности, ни денег за свою черновую и хлопотливую работу. Затраты на поездки, Интернет, телефонные переговоры (порой междугородние, а иногда и международные) им никто не компенсирует. Однако нематериальной благодарности от людей сколько угодно, и это держит.
… ВОЛЕЮ СУДЕБ
Ирина говорит, что найденных могло быть гораздо больше, если бы каждый человек, имеющий компьютер и Интернет, мог, зайдя на сайт «Жди меня», проверить себя, своих близких, родственников, друзей и просто знакомых — не ищут ли их на сайте?
Поток заявок на программу очень большой, а штатных сотрудников — единицы. Добровольные помощники же осуществляют свою деятельность по зову сердца, в свободное от основной работы время. И, увы, часть волонтеров утратила интерес к программе «Жди меня». Поводом к охлаждению стала история одного из добровольных помощников, тяжело заболевшего в прошлом году. Его друзья и коллеги обратились в редакцию «Жди меня» с просьбой оказать материальную поддержку для операции в одной из зарубежных клиник. Там промолчали. Но коллеги не оставили человека в беде, скинулись сами, сумели собрать необходимые деньги. Помощь пришла вовремя — человек прооперирован и продолжает лечение…
Сразу после этого наиболее активные и опытные помощники программы в альтернативу «Жди меня» создали портал www.poisk people.ru. Поиск людей продолжается лучшими силами, но за пожертвования. Преамбула гласит: «Хотим обратить ваше внимание на то, что помощники волею судеб могут оказаться в трудных жизненных ситуациях, когда только совместные усилия смогут помочь им преодолеть трудности. Поэтому при необходимости значительная часть пожертвований будет перечисляться в помощь поисковикам, которые когда-то тратили свои средства и время для людей».
Ирина Яркова в перспективе видит себя на этом сайте в той же роли — активной помощницы в поиске людей. Но и редакционные заявки в долгий ящик она откладывать не собирается. Говорит, многие люди не знают о том, что ищет не программа «Жди меня», а помощники — человеку все равно к кому обращаться, лишь бы нашли.
Но и даже если данные о человеке успешно переданы в редакцию программы, не факт, что редакторы дозвонятся и сообщат о радостном событии. Найденных людей множество, а сотрудников в редакции — мало. Один раз позвонили — никто не ответил — и люди остаются несоединенными.
Поэтому добровольные помощники делают все возможное, чтобы история не осталась без финала.
И Наташа встретилась со своим отцом, узнав его адрес от Ирины Ярковой. «Я так ждала вашего сообщения. Как свяжусь с папой — сразу напишу. Мне ведь просто очень хочется знать, как он. Может, ему нужна моя помощь. Да и когда найду его, просто душа успокоится… Спасибо, спасибо, спасибо!!!»
***
фото: Ирина Яркова.