Великое братство борцовского ковра
«Нас так быстро сюда привозили, что я не успела заметить вашего мороза!» — сказала мне Норовард Арзуманян, обаятельная юная дама в строгом судейском пиджаке.
Эх, не успел спросить, что означает на армянском ее имя! Наверное, нечто красивое. 23-летняя москвичка, сама занимавшаяся борьбой — одна из немногих в мире женщин-арбитров мужской греко-римской борьбы. Это, если хотите, каста, клан, почти закрытое сообщество, и она сумела прорваться в него, стать своей!
Мы с фотокорреспондентом Викторией Ющенко в восторге от того, как работала на борцовском ковре миниатюрная стройная Норовард, по-спортивному точная и стремительная в каждом необходимом движении. И как она (уж извините за такое слово, господа атлеты!) манипулировала могучими мужчинами, не осмеливавшимися спорить с решительной Норовард.
А вообще, необыкновенных и очень интересных гостей было как никогда много. Ничего удивительного: Тюмень впервые принимала турнир серии «Гран-при». Дай Бог не в последний раз!
И смею утверждать, гостям у нас понравилось. На арене «Центрального» в минувшие выходные была исключительно теплая и дружелюбная атмосфера. И не только потому, что собралось столько старых друзей, иные прилетели даже из-за океана. Это было, если хотите, «братство борцовского ковра». (Хотя никаких намеков и сравнений «мухачей» с хоббитами, даже такими героическими, как Фродо Бегинс из «Властелина колец»!)
Мир тесен, а спортивный, наверное, тесен вдвойне. Тут не бывает продолжительных разлук, и постоянно появляются новые лица. Порой путь из неизвестных в знаменитые бывает ошеломительно быстрым. Хотя чаще происходит иначе: в чемпионы идут долгой трудной дорогой, сравнимой с той, по которой шли со своим «кольцом всевластья» герои знаменитого фильма новозеландца Питера Джексона.
Наверное, и об этом — о необходимости пройти эту дорогу до конца, если хочешь добиться в спорте многого, -говорил с юными тюменскими атлетами почетный гость турнира, Герой России, депутат Государственной Думы, трехкратный олимпийский чемпион Александр Карелин. Он был в центре внимания эти два дня — невозмутимый гигант в элегантном костюме, из тех людей, про которых говорят: «видно за версту». Александр Александрович никому не отказывал в общении, и наверное, каждый из пришедших в спорткомплекс «Центральный» мечтал подойти к нему, поздороваться, взять автограф (особенно, конечно, мальчишки).
Когда в финальной схватке супертяжеловесов земляк Карелина Александр Анучин устроил настоящую свистопляску американскому «долгожителю ковра», 36-летнему Дремиэлу Байерсу, я обратил внимание на эмоции Карелина, находившегося в VIP-ложе: от привычного хладнокровия не осталось и следа, он жил борьбой, жил тем, что происходило в ярко-желтом круге ковра. И был наверняка обрадован тем, как победил один из самых талантливых атлетов нового поколения российских «классиков» — красиво, словно играючи, и на одном дыхании, совершенно сокрушительном для соперника.
Добавлю, что Карелин приложил руку и к организации «тюменского Поддубного» — с его подачи к нам был доставлен в двух 20-тонных контейнерах помост, без которого не обходятся соревнования такого уровня. Не знаю, сказали ли Александру Александровичу о двадцати скромных героях — курсантах ТВВИКУ, которые потратили бессонную ночь, чтобы собрать помост. Но я видел этих ребят на трибуне в последние минуты турнира — им снова предстояло не спать, чтобы демонтировать столь необычное для них и уже хорошо знакомое «инженерное сооружение».
Руководивший курсантами лейтенант Владислав Шахтарин спокойно, без малейшей тени бахвальства, сообщил, что в том же Новосибирске парни в погонах выполняли эту работу за две ночи, а наши управились за промежуток с восьми вечера до трех утра, с короткими паузами, чтобы перекусить и попить чайку.
… А напоследок, смакуя прекрасные мгновения этих дней (которые, увы, ни остановить, ни задержать было невозможно), тихо помечтаю, чтобы первый «тюменский Поддубный» способствовал новому всплеску интереса к греко-римской борьбе. И у мальчишек, которые запишутся в секции. И у власть предержащих, которые помогут исполниться заветному желанию Владимира Васильевича Чебоксарова, и не его одного, — иметь в Тюмени отличный специализованный зал. Куда не надо будет доставлять помост издалека, потому что будет свой. И уже мы охотно одолжим его соседям для крупных турниров.
И ничего фантастического. Откроется же у нас в самом скором времени дворец дзюдо. А там, глядишь, повезет и «классикам»… Иван Максимович Поддубный точно бы это одобрил.
Пьедестал почета.
Весовая категория 55 кг. 1. Назир Манкиев (Красноярск). 2. Иван Татаринов (Новосибирск). 3. Иван Блатцев (Московская область) и Сасун Калоян (Краснодар). 4. Сергей Попрушко (Тюмень).
60 кг. 1. Алмат Кебеспаев (Казахстан). 2. Джозеф Самуел Беттерман (США). 3. Заур Курамагомедов (Кабардино-Балкария) и Максим Мордовии (Иркутск).
66 кг. 1. Сейран Симонян (Краснодар). 2. Мигран Арутютян (Москва). 3. Юрий Денисов (Санкт-Петербург) и Василий Луков (Иркутск).
74 кг. 1. Руслан Белхороев (Москва — ЯНАО). 2. Алексей Иванов (Новосибирск). 3. Имиль Шарафетдинов (Москва) и Дмитро Пышков (Украина).
84 кг. Армен Григорян (Москва). 2. Заур Карежев (Москва). 3. Олег Шокалов (Краснодар) и Алхазар Одзиев (Казахстан).
96 кг. Рустам Тотров (Москва). 2. Асет Мамбетов (Казахстан). 3. Василий Теплоухов (Новосибирск) и Максим Сафарян (Санкт-Петербург).
120 кг. 1. Александр Анучин (Новосибирск). 2. Дремиэл Байере (США). 3. Владимир Гуральский (Израиль) и Нурмухан Тиналиев (Казахстан). 4. Владимир Ильниц-кий (Тюмень).
Командный зачет. 1. Россия. 2. Казахстан. 3. США.
***
фото: радость общения;борьба настоящих мужчин;судьи предельно внимательны;один из победителей состязаний — Алмат Кебеспаев из Казахстана;Норовард Арзуманян — самый необыкновенный судья турнира;Александр Карелин;проигрывать всегда тяжело;этот автограф подарил газете и ее читателям олимпийский чемпион Хасан Бароев, еще один почетный гость турнира;тюменец Владимир Ильницкий (слева) сражается за победу