X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Цены потихоньку подрастают

Очнувшись после новогодних каникул и опустошив холодильник, горожане не могли не пойти в магазин и не заметить повышения цен на некоторые продукты питания, а также табачные изделия и алкоголь. Но не везде: где-то распродают товар еще по старым ценам, а вот новый привозят уже дороже.

И эта разница в два-пять рублей на один и тот же товар привычна, ведь мы ее встречаем каждый раз в магазинах, расположенных друг от друга неподалеку.

Но в одном из таких магазинчиков продавец неожиданно извинилась перед покупателем: «Простите, сигареты подорожали, будете брать?»

У свидетелей этой сцены культурный шок сменился легкой паникой, и взгляд лихорадочно пробежал по ценникам. Незначительный рост цен «на глазок» определить сложно, но и привычный ассортимент продуктов явно поредел.

В отделе алкогольной продукции тоже ждут подорожания. Продавцы связывают это с государственным регулированием цен: с 1 января пол-литра водки не должны стоить менее 89 рублей.

Продавец магазина «Продукты» Наталья Ивановна сообщила, что все молочные и мясные товары пришли в январе по цене на рубль-два дороже, чем раньше. Она связывает это с увеличившими стоимость товара поставщиками.

«Мы цены не поднимали с осени и пока не планируем», — говорит коммерческий директор ОАО «Кооппром» Ирина Зубкова. Сезонное повышение на мясо и мясную продукцию производители ожидают только в начале весны, когда комбикорм подорожает. Ирина Зубкова привела свежий пример из прайса: с предприятия сырокопченая колбаса «брауншвейгская» уходит по цене 476 рублей 30 копеек за килограмм, а в магазине продается по 600-700 рублей. Все же неплохую прибыль дают магазинам покупатели, голосуя рублем!

Ритейлеры признаются, что торговая наценка на колбасу и мясо (вырезка) — самая высокая в продуктовой линейке. И как заверил начальник коммерческого отдела ЗАО ХК «Фонд» Владимир Аппасов, она пока не изменилась. Но признался, что конкурировать с крупными торговыми сетями становится сложно. Хотя именно их выбирают горожане: здесь и ассортимент товаров больше, и цены ниже.

Мысль о том, что для семейного кошелька привычная продуктовая корзина станет тяжелее, но не по весу, а по финансовым возможностям, приходит постоянно. Но о причинах повышения цен на продукты питания можно только догадываться: ни производители, ни торговые магазины не признаются в «накрутке».

Власти Тюменской области не раз обсуждали проблему высокой стоимости на местную продукцию. Так, областные депутаты предлагали выработать ряд мер, поддерживающих местных производителей. В частности, был определен процент присутствия тюменских продуктов питания на полках: не менее 35. Это не «обязаловка», а исключительно рекомендация, спущенная сверху. Международный ритейл «Метро» привел собственных поставщиков, и ему интересы местных производителей не очень-то и важны. В «Мегамарте», «Мосмар-те» и «Монетке» областным поставщикам продуктов питания более рады. Но, как ни странно, на цену продуктов питания эта мера не влияет: курганская колбаса стоит гораздо дешевле «доморощенной». И лучшая полка все равно остается тем фактором, который может снизить стоимость товара. Например, за счет товарооборота или за счет промоакции.

Поставщики продуктов питания оглядываются друг на друга и ждут расчетов по коммунальным платежам и электроэнергии: тарифы с наступлением нового года несколько увеличились (на «коммуналку» — на 14 процентов, на электроэнергию — на 11 процентов), что непременно сыграет свою роль.

… Такого количества акций и распродаж в магазинах давненько не было. И не только перед праздником. Складывается ощущение, что торговля в этом мероприятии соревнуется между собой. На то есть причины: потребительский спрос упал, что сказалось на прибыли продавцов, изо всех сил старающихся привлечь покупателя. По данным областной статистики, к концу года торговый оборот розничных сетей упал на 13 процентов. Двигатель торговли — спрос рождает предложение — никто не отменял.

Крупные торговые сети предпочитают наращивать прибыль объемами, то есть ходовым товаром: молочными продуктами (закупочные цены на молоко повысились на 1-1,5 рубля) и хлебом (цена пока не изменилась). Сетям выгодно продать много: они живут за счет большого товарооборота.

А потому, нравится кому или нет, именно сетевики заказывают «музыку».

И производителям сотрудничать с ними выгодно: товар сдают большой партией, и через супермаркет он уходит «влет».

Вроде бы один (производитель) создан для другого (магазина) и в конечном счете для покупателей, но все три «игрока» на этом рыночно-продовольственном поле чаще всего недовольны друг другом. Поставщики — тем, что задавлены многомиллионными долгами (некоторые федеральные крупные торговые сети не считают нужным с ними рассчитываться вовремя за поставленную продукцию), а также системой бонусов, которая в каждой из крупных торговых сетей своя. Супермаркеты — просроченными поставками. А покупатели, то есть мы с вами, — качеством товара и высокими ценами.

Так что если и есть у нас желание сэкономить, то практически бесполезное: цены в магазинах почти одинаковы. А на рынке, как это ни парадоксально, еще и выше. И не все тюменские производители выдерживают конкуренцию с теми же курганскими и омскими аналогами по цене и качеству.

Борьба за внимание покупателя предстоит еще более жесткая. А пока… Пока приходится вновь затягивать ремень в ожидании очередного повышения цен.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта