Экономические выкладки
18 марта 1910 года восемнадцать гласных Думы собрались на очередное, 51-е заседание. И заместитель городского головы В.А. Копылов, к большой радости собравшихся, сообщил о правительственном разрешении на учреждение тюменской биржи.
Еще в апреле 1909 года на 34-м заседании Думы было рассмотрено ходатайство местных и иногородних торговцев об открытии в городе этого полезного заведения. Изучив и одобрив разработанный купечеством проект Устава тюменской биржи, гласные приняли решение о возбуждении ходатайства перед правительством. И вот получен долгожданный ответ: государь император, по предложению совета министров, высочайше соизволил дать согласие на учреждение тюменской биржи.
Управе поручили организовать подписку всех желавших участвовать в биржевом обществе. С этой целью в местной прессе необходимо было опубликовать информационное сообщение, а также расклеить объявления. Кроме того, требовалось отпечатать достаточное количество экземпляров Устава и выдавать за плату тем, кто пожелает с ним ознакомиться.
Право на участие в биржевом обществе получали «лица, самостоятельно занимающиеся различными отраслями торговли, промышленности и сельского хозяйства, или их доверенные представители, а также представители акционерных обществ, товариществ на паях и торговых домов, при условии соблюдения положения о государственном промысловом налоге». Не допускались люди, «подвергшиеся суду за преступные деяния, кражу, мошенничество, присвоение ворованного имущества, укрывательство похищенного, покупку и принятие в заклад заведомо краденого или полученного через обман имущества, а также состоящие под следствием или судом по обвинению в означенных преступлениях».
Считая создание биржи важным шагом в дальнейшем развитии промышленности и торговли города Тюмени и всего края, гласные постановили отпечатать за счет средств городского бюджета 500 экземпляров Устава. В местной прессе и газетах, издававшихся в Томске, Омске, Семипалатинске, Бийске, Барнауле, Павлодаре и Петропавловске, необходимо было сообщить о записи тех, кто желал стать членами тюменского биржевого общества.
Положительное решение следующего вопроса также имело большое значение для экономического процветания Сибири, а значит, и нашего города. Народные избранники заслушали отношение томского городского головы с просьбой о поддержке со стороны тюменцев ходатайства о прокладке железнодорожной линии Бийск — Барнаул — Болотная -Томск.
Это ходатайство появилось не случайно. В комиссии о новых железных дорогах при министерстве финансов рассматривалась возможность строительства алтайской дороги. Важно было не упустить момент, и оборотистые томские купцы искали себе надежных союзников. Давние торговые связи, нарушенные проведением Сибирской магистрали в обход города Томска, можно было восстановить другим путем.
Конечно, в большей степени эта линия способствовала бы интересам томичей, но, вместе с тем, содействовала бы и развитию пароходства по рекам Томь, Обь, Иртыш, Тура, а в весеннее время по Тоболу, а также восстановлению торговых отношений Тюмени с Томском по водному пути.
Дума постановила: возбудить в установленном порядке ходатайство перед министерствами путей сообщения и финансов о проведении железнодорожной линии Бийск — Барнаул — Болотная -Томск как весьма важной для развития пароходства и торговых отношений Тюмени и Томска, а равно и всей сибирской экономики.
НЛ. Галян, главный специалист отдела использования и публикации документов Государственного архива Тюменской области