X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Таинственный монумент

Судя по всему, судьба таинственного монумента, который должен, наконец-то, воздать справедливость беззаветным труженикам тюменского тыла, решена. На площади между облвоенкоматом и музеем «Городская Дума» воздвигнут забор — предвестник перемен. Сквозь дыру видно, что начали разбирать брусчатку.

Свято место пусто не бывает. Сперва тут возвышался гипсовый Владимир Ильич. Потом, когда коммунизм вышел из моды, поставили крест в память о ермаковом походе. Пришла очередь и для очередной рокировки.

Правда, на цель вышли не сразу. По фотографиям видно, что авторы или заказчики помучились, пытаясь укоренить творение неведомых мастеров. Примеряли его в масштабе к улице Валерии Пиаровской. Собирались поставить в сквере у бывшего станкозавода, убрав оттуда скромный обелиск погибшим на фронте рабочим «Механика» (так он тогда назывался). Заводские, которых возглавил бывший директор и бывший городской депутат Александр Никитин, запротестовали. Настал черед Исторической площади.

Поскольку все, как я уже сказал, решено, можно не ломать копья, а поразмышлять о Тюмени и ее памятниках. Нельзя сказать, что наш град слишком уж одарен монументальной скульптурой. Хватит пальцев на двух руках, чтобы перечислить достойное внимания: памятник борцам революции, «Прощание», вечный огонь на той же Исторической площади… Памятник Эрвье, бюст Муравленко… О памятнике Щербины в сквере Немцова, что само по себе есть политический нонсенс, я уже писал не раз…

Есть и сильно невезучие объекты. Так, по свидетельству М.С. Ивановского, где-то в районе бывшего горсада, под землей, до сих пор сохраняется памятник великому вождю, снесенный по решению ЦК осенней ночью 1961 года. Стоял в том же горсаду Александр Пушкин. Но на Цветном бульваре «цветному» Пушкину места не нашлось, его сослали в одноименную библиотеку. Целая когорта бывших политических деятелей обретается на дачном участке местного оригинала-коллекционера.

Другие предметы ваяния скорее относятся к продукции малых архитектурных форм и по одному этому на серьезные оценки претендовать не могут.

Так вот, о нашем памятнике, которому надлежит отлиться в металле к юбилейному дню 9 Мая. Труд тюменцев военного времени достоин быть отмеченным, вне всякого сомнения. И тех, кто спешно возводил эвакуированные предприятия. И тех, кто едва ли не в детском возрасте точил военную продукцию на номерных заводах наркомата вооружения. И тех, кто лечил раненых. И тех, кто водил поезда. И тех, кто шил полушубки. Например, отчего бы не поставить памятник всего-то одному человеку, который был символом фронтовых бригад тылового города? Да что говорить — символом всего тыла. Это мальчик, которому на заводе, выпускавшем мины, подставляли ящик, чтобы дотянулся до станка: знаменитый токарь-тысячник Борис Степанов, неполных четырнадцати лет…

Может быть, если бы скульптор таинственного монумента рассказал сам, какие мысли, какую идею он вкладывает в свое творение, мы бы попытались его понять. А так, увы, приходится догадываться: что должна изображать группа людей, полускрытая глыбами непонятного назначения? Почему еще одна глыба, нависающая у них над головами, называется «победа»? Почему женщина, стоящая в центре композиции, обращена к публике спиной? Почему это «оригинальное произведение искусства» так сильно напоминает мне некоторые другие памятники, которые приходилось видеть в других странах? И еще много других «почему», которые задаю себе не только я.

Считая себя недостаточно компетентным, а свои вопросы наивными, я обратился за советом к известному художнику Михаилу Гардубею. «Я не знаю, что это за люди, — сказал о монументе Михаил Михайлович, — и что они делают под этими камнями…»

И последнее. Памятник в честь трудового подвига тюменцев уже есть в городе. Он стоит буквально в ста метрах от предполагаемого сооружения.

***
фото: вечная слава труженикам тыла…;вечная слава труженикам тыла…

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта