Они из деревни Лобановой…
В исетской газете «Заря» регулярно печатаются списки солдат-земляков, которые в годы войны оказались в немецком плену. В очередной публикации, озаглавленной «Любые сведения важны», оказались два уроженца деревни Лобановой.
О лейтенанте 560-го стрелкового полка Копасове Ульяне Денисовиче, попавшем в плен 10 июня 1942 года под г. Старица Харьковской области, нам рассказывал лобановский житель Григорий Евлампиевич Невидимов:
— Да, Ульян Денисович наш, лобановский. Я был мальчишкой десятилетним, когда фронтовик Ульян Копасов приехал после войны к нам. С моим отцом они встретились как друзья-фронтовики. Мой-то отец, Евлампий Семенович, прошел всю войну, живым вернулся. Позже Ульян Денисович жил в райцентре, в деревню приезжал частенько. И отца его, деда Дениса, тоже помню. В войну он уже старый был, в колхозе работал, в те годы и умер.
Второй односельчанин — Валов Андрей Филиппович, 1918 года, рядовой 741-го стрелкового полка, попал в плен 24 июня 1941 г. в Литве.
Мы встретились с сестрой солдата. Келикея Филипповна живет в том же родительском доме, из которого уходил в армию ее старший брат Андрей.
— Об Андрее мы ничего не знали. То, что недавно в «Заре» написано, это первая весть за все 65 лет! Мы запросы делали в архивы, нам сообщали, что пропал без вести. А он, видно, в плену был, поди намучился, страданий столько перенес… А мама как о нем ревела! — говорит Келикея Филипповна.
Андрей ушел в армию в феврале 1940, прослужил полтора года, часто писал письма домой…
— В последнем, которое пришло в июне, сообщил, что направляют их в Прибалтику. И что, как приедет, напишет. Не написал. Да и понятно, в плен он взят 24 июня 1941 года. В первые дни войны. Намучился, наверное. И где его могила?..
… В семье Надежды Ивановны и Филиппа Семеновича Валовых было 7 детей. Старший сын Гордей воевал в финскую, был ранен, потому на фронт не взят, а направлен на военный завод. Другой сын Недос был танкистом.
— Мы с Андреем похожи были. Помню, он говорил: «До армии жениться не буду, а вот отслужу, и уж тогда!» — говорит Келикея Филипповна.
Она перебирает старые фотографии, утирает слезы. А с портрета на стене (портрет сделан с фотографии, которую Андрей прислал из армии перед войной) смотрит на нас мальчишка в солдатской форме — Андрей Валов.
***
От редакции.
Мы можем кое-что добавить к тому, что напечатано в газете «Заря». 741-й полк входил в состав 128-й стрелковой дивизии, которая в 1939 году была сформирована в Ишиме. Когда началась война с Финляндией (1940-й год), дивизию перебросили туда. К июню 1941 года 128-я была размещена в Литве, неподалеку от города Калвардия. 741-й полк занимал позиции на левом фланге дивизии. И 22 июня попал под удар 3-й танковой группы вермахта, которой командовал генерал-полковник Гот. Мы уже писали в 28-м выпуске «Охоты за тенью» (заметка «Пропавший полк»), что 128-я дивизия сразу попала в окружение и что боевые сводки 11-й армии изо дня в день повторяли одну и ту же фразу: «положение 128-й неизвестно». Вот в каких условиях оказался Андрей Валов в первые же дни войны. Он был в плену. И теперь, как это ни больно, но мы должны сообщить, что он умер 1 декабря 1941 года. Мы нашли известие об этом на сайте «Саксонские мемориалы».
В той же дивизии, но только в 374-м полку, служил еще один наш земляк, младший лейтенант Николай Аверин, из Ишимского района. Узнать о нем до сих пор ничего не удалось.