X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Струны бразильском души

Для бразильских гитаристов Рикардо Мелло и Жозе Феррейры Тюмень стала «пилотным» городом в их турне по России. И от волнения они… забыли в гостинице все ноты. Пришлось играть по памяти!

Отправной точкой для познания загадочной русской души музыканты решили избрать Сибирь. Хоть и далековато от Франции, где оба проживают с 2006 года, зато, как им рассказывали, сибиряки — народ гостеприимный, добродушный и сдержанный. Столичные страсти здесь не кипят, жизнь — размеренная. Поэтому, наверное, и решили Рикардо и Жозе выбрать для своего первого в России выступления музыку не самую горячую, «на любителя», точнее, на ценителя технически сложных композиций, исполняемых на классической шестиструнной гитаре (правда, для богатства звучания гитаристы добавили инструменту еще одну дополнительную струну).

Дуэт выступает вместе не так давно — с 1999 года, даже ссылок на них в Интернете еще не найти. Но история сольных выступлений у каждого довольно богата. Рикардо окончил консерваторию по классу гитары, стажировался у лучших испанских музыкантов, стал лауреатом международных конкурсов. Жозе тоже учился в консерватории, но в другое время. Много гастролировал. И однажды в поездке по Америке встретил Рикардо. Они решили работать вместе и уже через год выпустили первый совместный альбом под названием «Цветок звука», куда включили как свои оригинальные сочинения, так и композиции, посвященные «королю танго» Астору Пьяцолле…

Первое отделение концерта в Тюмени, состоявшегося в воскресенье, дуэт открыл музыкой арлоса Нобре из цикла «Нордистино», посвященного легендам Северной Бразилии. Перед тем как взять первый аккорд, музыканты расправили плечи, вздохнули, взглянули друг другу в глаза и… Зрители ожидали взрыва эмоций, огня, темперамента (видимо, сказывался стереотип: Бразилия — зажигательная самба — карнавал -Рио), но услышали тихую, неспешно льющуюся мелодию. Как будто одинокий странник с вершины горы Корковадо рассматривает сквозь утренний сумрак смутный пейзаж: лежащую далеко внизу долину, ставшие крошечными домики и залив Гуанабара, кажущийся таким спокойным… Но вот солнце поднимается выше, и темп музыки убыстряется…

Иначе, тихо и задумчиво, звучали вариации на темы произведений французского композитора 17-го века Жана-Батиста Люл-ли. Хотя названия композиций -«Куранта» и «Жига», казалось, предвещали совсем не меланхолическое настроение. Но с первыми же аккордами стали узнаваемыми мелодии средневековых менестрелей. Этим певцам и странникам было о чем поведать горожанам, собравшимся на площади: о любви, несправедливости, переживаниях, тоске и вере. О прекрасной и несчастной принцессе и странствующем рыцаре, об испытаниях, трудностях и всепобеждающей силе добра… И слышался в музыке то голос убеленного сединой старца, то совсем молодого юноши.

Еще одна народная легенда, но из жизни народов Латинской Америки, прозвучала в музыке Эйтора Вилла-Лобоса. Нотки в ней были более жесткие и рваные, с хорошо различимым надрывом и вызовом, но читалась та же усталость много повидавшего на своем веку человека. Уже и солнце село, и силуэт рассказчика в полумраке еле различим, а повествование все не кончается …

Не смогла разогреть публику и сюита бразильского композитора и гитариста Серджо Ассада «Летний сад», состоящая из девяти пьес. Хотя, это было заметно, многих слушателей восхитила виртуозность музыкальных пассажей в «Трепетании волн» и «Крыльях бабочки».

Второе отделение музыканты продолжили в том же духе. «Меланхолия» Астора Пьяцоллы и «Долина Рибейра» Гермето Паскуаля не выходили за рамки неспешного ритма, взятого с самого начала. Складывалось впечатление, что музыканты идут в своем выступлении «наощупь», пытаются понять зал… А публика внимательно слушает, знатоки гитарной музыки не отводят взглядов от рук исполнителей, кто-то слегка покачивается в такт гитарным переборам. Но глаза не горят, эмоции приглушены…

Репертуарный выбор музыкантов из Южной Америки стал понятен, когда во втором отделении они исполнили произведение, давшее название всему концерту, — мелодию Эгберто Джисмон-ти «Вода и вино». Тонкая и текучая, она капля по капле раскрывала свою суть. Огонь и крепость в ней есть, но слегка разбавленные, чтобы не обжечь, не опьянить резко, не сбить с ног, дать возможность распробовать всю свою прелесть…

Рикардо и Жозе поддали жару в самой концовке, когда исполнили мини-цикл собственного сочинения «Игра». В нем чувствовались интрига, накал, острота поединка. Жаль, что длилось это недолго.

В последнем произведении концерта — композиции Жакко Бондолим «Ночи кариокас» — музыканты словно снова спрятали свой внутренний жар в полуночной прохладе Рио-де-Жанейро.

Пожалуй, такой Бразилии — тихой, задумчивой, словно засыпающей под ласковым ночным ветром с океана — тюменцы еще не знали. Точнее, не слышали.

***
фото: выступают Рикардо Мелло (слева) и Жозе Феррейра

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта