Их манит недоступная высота
Восемь финалистов пытались пройти трассу без ошибок, но их попытки не увенчались успехом. Такое в спорте бывает. Особенно в скалолазании.
Три дня в центре «Алькор» проходило открытое первенство и чемпионат области по скалолазанию. В нем приняли участие четыре десятка спортсменов разных возрастов — от 10 до 30 лет. В Тюмень для участия в областных соревнованиях приехали также команды из Омска, Красноярска и Свердловска. Впервые выставил своих спортсменов и город Ишим.
Самая драматичная борьба разыгралась в наиболее сильной, мужской группе, где выступали два кандидата в мастера спорта, пять мастеров спорта и даже мастер спорта международного класса. Первые два дня соревнований — в пятницу и субботу, когда проходили состязания на скорость и состоялся полуфинал, особых сюрпризов не принесли. Лидеры с легкостью прошли трассу и показали хорошее время. Но все, и участники, и зрители, знали, что интрига в последнем дне, и даже в последних часах соревнований, когда на старт выходят финалисты. Для них жюри готовит отдельную, суперсложную трассу.
Все трассы каждый раз сочиняют заново. Какой она будет, не знает никто из спортсменов. Такова особенность этого вида спорта. Здесь нет предварительной обкатки и обязательного набора элементов. Ночью накануне заключительного дня постановщики (так называют специалистов по установке зацепок на скало-дроме) собираются и придумывают трассу. Чтобы упростить себе работу на следующий день, часть зацепок вкручивают сразу же, а часть оставляют на потом. Таким образом, маршрут обозначается лишь схематично, вычислить его до конца невозможно. Ведь отверстия для зацепок на поверхности скалодрома расположены через каждые пять-десять сантиметров. Любой сдвиг вправо или влево может кардинально поменять сложность трассы.
Кроме того, согласно правилам, финальные соревнования проходят в закрытом режиме. Спортсмены находятся в изоляции перед стартом, они не имеют права смотреть на выступления своих соперников. Учиться на чужих ошибках в этом случае запрещено. Максимум, что разрешается, — за несколько минут до начала бегло взглянуть на трассу, оценить, что сделано, и прикинуть, что сделать предстоит.
Самыми интересными в финале были выступления в двух сильнейших группах — старших юношей (17-18 лет) и мужчин. Первыми вышли на старт те, кто помоложе. Пять второразрядников, два перворазрядника и один кандидат в мастера спорта. А у ишимского скалолаза Богдана Пащенко и вовсе разряда не было. В Ишиме этот вид спорта совсем молодой, скалодром здесь появился всего год назад, поэтому ишимские спортсмены выехали на областные соревнования впервые. Но дебют оказался весьма удачным — новички сразу попали в финал.
Страсти накалялись с каждой минутой. Хотя громкой поддержки фанатов не наблюдалось, шуметь и улюлюкать здесь не принято. Зато скалолазание — может быть, единственный вид спорта, где болельщики кричат не «Шайбу! Шайбу!» или «Давай! Давай!», а — «Думай! Думай!» или «Терпи! Терпи! Работай! Работай!» Этот спорт по интеллектуальному напряжению сродни шахматам, только все многоходовки надо прокручивать, не сидя на стуле, а в движении, да еще прилагая немалые физические усилия. Выиграет тот, кто не только выстроит комбинацию правильно, но и экономно распределит усилия. Усталость — коварный противник.
Главная борьба в юношеском финале разгорелась между двумя братьями-близнецами — Ришатом и Рашидом Камалутдиновыми. Первый — кандидат в мастера спорта, второй, родившийся на семь минут позже, — перворазрядник. Их старшая сестра Рамзия говорит, что мальчишки с переменным успехом соревнуются всю жизнь. С детства были такие цепкие, что приходилось стулья к столам привязывать, чтобы не забирались высоко, а когда мальчикам исполнилось семь, их отдали в скалолазание. Пробовала и Рамзия заниматься, но поняла — это не для нее.
Ришат и Рашид похожи друг на друга как две капли воды. В «алькоровских кругах» даже ходит байка про то, как однажды на соревнованиях в Санкт-Петербурге старший Ришат проходил трассу дважды — за себя и за своего брата. Судьи ничего не заметили, но один результат от другого отличался, и лучший остался за старшим.
Но это «чужих» судей провести можно, а «свои» хорошо различают близнецов. На лицо-то братья одинаковы, но характер движений разный. И это еще раз показала «алькровская» трасса. Ришат прошел первую часть хитро, сэкономил там, где подготовщики и не подозревали, преодолел «заколдованную пирамидку» (треугольный выступ на потолке), на которой сорвались предыдущие шесть участников, заставил болельщиков понервничать за три шага до финиша — но дошел! Единственный из всех участников! Его подвиг пробовал повторить и Рашид, но сорвался на последней зацепке.
Еще более драматично складывалась ситуация у мужчин. Здесь ниже кандидата в мастера спорта никого не было. В списках значились два КМС, пять мастеров спорта и даже один мастер спорта международного класса — тюменец Евгений Миначев. Но, как говорят сами скалолазы, горы на степени не смотрят. Сорваться может каждый.
Мужскую трассу к финалу подготовили сложной и в техническом, и в физическом отношении. Может быть, непрофессиональному взгляду со стороны это и не было заметно, но когда один за другим сорвались даже титулованные спортсмены, стал понятен уровень ее трудности. Здесь были и резкие переходы с верхнего сектора скалодрома на нижний, расположенный у самого пола. И джампинги, когда следующей зацепки можно достичь только в прыжке. И потолочные пирамиды, и неудобные, требующие больших физических усилий повороты…
Мастер спорта Евгений Скачков сорвался на пирамиде, а самый опытный участник, 30-летний Алексей Сериков, — после джампинга. Коварная пирамида показала свой нрав и мастерам Евгению Асташкину, Николаю Кузовлеву, Стасу Кокорину. Только Евгений Миначев сражался с трассой до последнего, но и у него чуть-чуть не хватило сил. «Руки устали», — потом скажет Евгений. Но все-таки его, как проделавшего самый длинный путь, признали победителем.
Главный судья соревнований Сергей Сергеев говорит, что трассу в финале часто делают такой, что пройти ее можно только на пределе возможностей. Хуже было бы, если б ее с легкостью прошли все, или даже двое участников. Тогда, согласно правилам, пришлось бы «крутить» новую, еще более сложную. На третий день соревнований, когда спортсмены очень устали, это было бы жестоко. Поэтому ее и делают труднопроходимой. Из соображений гуманности. А заодно, и практичности: лучше суперсложные переходы тренировать на скалодроме и срываться здесь, чем на настоящих скалах. Уж природа-то, можно не сомневаться, поблажек скалолазам не даст.
***
фото: Мастер спорта по скалолазанию Марат Самигуллин (г. Омск);Здесь зрители болеют тихо;Мастер спорта Станислав Кокорин из клуба «Алькор».