Преображение в рамках разумного
Те, кому часто приходится проходить или проезжать мимо Текутьевского кладбища, не могут не заметить, как оно изменилось.
Исчез бурьян, мертвые и поваленные деревья, кладбище стало просматриваться почти насквозь. В прошлом году с территории вывезли около 7 тысяч кубометров мусора. Стали видны проложенные когда-то дорожки и тропинки общей протяженностью около трех километров. Положено начало инвентаризации. Правда, из шести тысяч захоронений обозначена табличками с именами и датами лишь десятая часть. Работа продолжается, ищут родственников, чтобы стало меньше безымянных могил…
Что будет с Текутьевским дальше? Концепцию по его дальнейшему благоустройству обсудили на состоявшихся в понедельник публичных слушаниях. Идею рабочей группы озвучил Ильфат Минулин, председатель тюменского отделения Союза архитекторов России.
Предусматривается, что кладбище станет «режимным объектом», то есть его ворота (их предполагается восемь, основные — со стороны улицы Таймырской) будут закрывать в определенное время. Тропинки и дорожки — отсыпать, сохранив их сеть такой, как она есть сейчас. Но, по мнению рабочей, группы, все, же должна быть одна вымощенная основная дорожка, которая поможет людям ориентироваться в пространстве. Для нее подойдет любая неяркая брусчатка.
По мнению Ильфата Минулина, хорошо бы предусмотреть и небольшие «рекреационные зоны» — речь идет о лавочках и стелах с краткой исторической справкой и картой кладбища.
Рабочая группа считает, что на могилах, где нет памятников или они разрушены, можно положить мемориальные плиты.
— Памятники, за которыми ухаживают родственники, и те, что имеют историческую ценность, мы планируем оставить, — уточнил Ильфат Минулин.
А вот что касается оградок, архитекторы предлагают отказаться от этой традиции. Кроме того, ограждения создают трудности при уборке кладбища, оно зарастет и снова примет заброшенный вид.
У большинства участвующих в слушаниях эти идеи не вызвали резкого неприятия. Пожилые люди, у которых на Текутьевском похоронены близкие, согласны, что кладбище надо приводить в порядок. Но были и… радикальные предложения. Так, один из присутствующих высказал мнение, что кладбище должно быть «живым». То есть, продолжать свою, так сказать, похоронную функцию. А на месте старых заброшенных могил «хоронить заслуженных людей, которые внесли вклад в развитие Тюмени».
— А те, старые могилы, кто их помнит? Кто там похоронен? — вопрошал выступающий.
— Человек, — донеслось откуда-то из зала в ответ.
Из конструктивных предложений, которые высказали жители, — не тратить деньги на новую ограду, а оставить прежнее ограждение из чугунного литья. Оно красиво и представляет историческую ценность.
Что касается мемориальных плит, приведем одно, достаточно резкое замечание:
— Я ухаживала за могилами своих близких, — говорит женщина. — Поставила красивый памятник и оградку. В один прекрасный день это все срезали газосваркой, потому что могила мешала проезду транспорта! А теперь заново все устанавливать хотите? Какой смысл? И надолго ли это?
Директор «Некрополя» Александр Сеитков предложил не развивать эту тему и разобраться позже, так как это — частный случай. Но ведь каждое захоронение на этом кладбище — это тоже частный случай. Вся жизнь состоит из частных случаев.
Реконструкция… Обустройство… Благоустройство… Все это хорошо. Но надо работать очень осторожно. На старинном кладбище — как нигде в другом месте. Чтоб не получилось, как вышло с частью кладбища в далеком, но не забытом горожанами 1986 году.
Как оптимистично заявил зам. главы администрации города Василий Панов, эти слушания — не последние.
***
фото: Олег Андреев, архитектор;Ильфат Минулин;Николай Романов, заместитель председателя городской Думы;Анна и Виктор Сюткины;Молодая часть публики;Оживленное обсуждение.;Оживленное обсуждение.