X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Сын погиб после Победы

В сегодняшнем выпуске мы расскажем о тех, кто не был на фронте, не был в плену. О тех, кто ждал долгие годы. Ждал вопреки похоронкам. Ждал вопреки десятилетиям официального молчания. Кто так и покидал этот мир, не дождавшись заветной весточки о сыне, муже, брате.

Не случайно почти в каждой мемориальной композиции есть скульптура скорбящей матери. Так и почти каждое наше краткое сообщение о пропавшем в плену солдате содержит имя женщины, родившей, воспитавшей и проводившей его на войну.

В небольшой деревеньке под названием Калмак, что расположилась в сорока километрах от районного центра Армизонское, сразу за озерком почти идеальной круглой формы, проживала семья Исаковых. Как и у всех в довоенные годы, жизнь была небогатой, но они прочно стояли на ногах. В семье у Евдокии Исаевны и Якова Александровича было шестеро детей — четыре сына и две дочери. И так получилось, что обе сестры носили имя Анна: когда родилась вторая дочурка, в церкви предложили три имени на выбор, но родителям ни одно не понравилось. И они решили дать девочке такое же имя, как у старшенькой. Так и росли в семье две Анны — старшая и младшая.

Домик у Исаковых был небольшой, но всем хватало места, жили дружно, от работы никто не отлынивал, вели хозяйство, трудились в колхозе. Глава семейства слыл большим умельцем — катал валенки. Но как-то во время работы застудился и умер на сороковом году жизни. С женой они были с одного года, вот так она, еще не старая женщина, осталась вдовой. Но жизнь есть жизнь, она берет свое, детей много, внуки появились, поэтому Евдокия собрала всю волю в кулак и стала жить для них.

А время подошло совсем несладкое — началась жестокая Отечественная война, старший сын ушел на фронт. Почти перед самой войной он женился, родились две дочери. Дом у молодой семьи стоял рядом с родительским, внучки — одной пять лет, а другой всего полгодика, все военные годы находились под бабушкиным присмотром. Почти все мужчины, кто постарше, ушли воевать. Из трудоспособного населения остались женщины да подростки, на плечи которых легли все тяготы. Голодные времена, хлеба не хватало, дети постоянно хотели есть. Хорошо, что в семье была корова, поэтому основной пищей стали молоко и картошка. Михаил Исаков, один из братьев, работал в поле, и для них специально пекли хлеб. Он никогда не съедал его весь, возвращаясь, домой ночью, заносил краюху племянницам — постучится в окно и просунет хлебушко, а они, как голодные воробушки, ждали его. Подошел день, когда и он отправился бить врага. И видно так уж распорядилась судьба, что за все эти страшные годы родные не получили от него ни одной весточки.

А мать все ждала и ждала. Все глаза проплакала, когда провожала его, видимо, сердцем чувствовала, что больше не увидит свою кровиночку. В самом конце войны отправились воевать и двойняшки Николай и Александр. Вскоре на Колюшку пришла похоронка, а Сашеньку комиссовали по ранению, но немного судьба отвела ему жизни — умер, так и не дождавшись Победы. Слез уже не было и сил плакать тоже не осталось, но у матери теплилась надежда, что вернутся два других сына — это и помогло пережить все тяготы. Старший сын вернулся осенью 1945 года, а Михаил как в воду канул. Только в октябре 1946 года пришла весточка, пролившая свет на его судьбу:

«Здравствуйте, уважаемая семья Исакова Михаила Яковлевича. Сообщаем вам, что ваш сын погиб во время исполнения служебных обязанностей 30-го сентября 1946 года. Похоронен был пятого октября на братском кладбище, местечко Кельсборг. С приветом к вам — друг вашего сына…»

… Спустя годы были рассекречены документы немецких архивов, из которых стало известно, что Михаил Яковлевич Исаков, рядовой 783-го стрелкового полка 229-й дивизии, попал в плен десятого августа 1942 года на реке Чир Сталинградской области, лагерный номер военнопленного 145078. Последняя запись о нем датируется 25-м апреля 1945 года.

С этого дня и до момента гибели ничего не известно о судьбе солдата: может, он бежал из концлагеря, воспользовавшись неразберихой и паникой среди фашистов. Может, был освобожден советскими войсками. Так или иначе, после всех мытарств он вернулся в строй, и уже в послевоенное время сложил голову, защищая интересы своей Родины.

Ушло безжалостное время, уже впереди 65-я годовщина Победы над фашистской Германией, но еще маячат тени прошлого. Судьба многих пропавших без вести солдат неизвестна. Вот и мама Михаила Исакова — Евдокия Исаевна — ушла из жизни, так ничего не ведая о военных годах в жизни сына, да и никто сейчас уже не узнает, как он выжил, как не сгинул в лагерях военнопленных.

Исаков Михаил Яковлевич. 1922г., д. Калмакская Армизонского района. Сапожник. Рядовой 783-го СП 229-й СД. Попал в плен 10 августа 1942г. на р. Чир, Сталинградская обл. С этапом военнопленных 25.04.45 прибыл в шталаг XI-A. Лагерный номер 145078. Мать — Исакова Евдокия, жила в д. Калмакская.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта