Пропавший полк
В одном из выпусков «Охоты за тенью» мы рассказали о лейтенанте Николае Аверине, уроженце Ишимского района, которого до сих пор разыскивают его родные.
Николай Аверин вместе с женой и маленькой дочерью отправился к новому месту службы — на границу между Литвой и Восточной Пруссией. В первый день войны он был вызван в часть, и больше о нем ничего не известно. Его жена с двумя маленькими детьми (вторая дочь родилась уже в оккупации), была в лагере для жен командиров Красной армии, сумела выжить и спасти детей. После войны она пыталась что-то разузнать о муже, служившем, по ее словам, в 74-м стрелковом полку, но безуспешно.
На карте, датированной 22 июня 1941 года, в указанном Натальей Михайловной Авериной районе нет 74 стрелкового полка. Мы предположили, что жена лейтенанта ошиблась, что речь идет о 73-м СП.
Все оказалось не так. Хотя Наталья Михайловна, действительно, сделала ошибку, но и мы разгадали ее неверно.
«… О ваших публикациях узнал из Сети, просматривая тему «Запрещенные солдаты», — пишет профессиональный фотограф из Екатеринбурга, уроженец села Дубынка Казанского района Олег Истомин.
По его данным, младший лейтенант (а не лейтенант) Аверин Николай был командиром взвода в… 374-м полку 128 стрелковой дивизии. Эта дивизия 22 июня 1941 года занимала позиции чуть левее. Впрочем, как и в случае с 73-м СП, на границу успел выйти только один батальон 374 полка — второй.
Сама 128-я дивизия была развернута в Ишиме в 1939 году на базе 311 полка 65-й стрелковой дивизии, штаб которой находился в Тюмени. 128-я успела принять участие в войне с Финляндией в 1940 году. Затем была переброшена на западную границу и 22 июня попала под удар 3-й танковой группы вермахта. Через пять часов после начала боевых действий, в 9.35 утра, было известно, что дивизия «большей частью окружена». И до конца июня боевые сводки повторяют фразу: «положение 128-й СД неизвестно». Бойцы и командиры разрозненными группами выходили из окружения в район г. Полоцк. 2 июля 1941 года Ставка приказала отвести остатки дивизии из Полоцка в Витебск. В дальнейшем она участвовала в оборонительной Кингисеппско-Лужской операции, в Синявинской наступательной. С сентября 1941 года до января 1943-го эта дивизия обороняла 10-километровый участок южнее Ладожского озера.
Все, что известно лично о младшем лейтенанте Аверине: пропал без вести в 1941 году. Ни среди убитых, ни среди попавших в плен его имя не встречается.