Цена земли
После февральского перерыва тюменская Дума возобновила свою работу, и 2 марта 1910 года состоялось очередное, 50-е заседание.
Гласные уделили особое внимание рассмотрению ходатайства инженера Адрианова — главного агента по отчуждению имуществ для строившейся железной дороги Тюмень-Омск.
Агент располагал полученными в Министерстве путей сообщения сведениями о том, что тюменское городское управление, боровшееся на протяжении целого ряда лет за строительство этой железнодорожной линии, обещало при положительном решении вопроса «уступить потребное для постройки количество земли бесплатно». По представленному агентом плану полному отчуждению подлежало около 12,5 десятины городской земли и временному занятию (на срок строительства) — еще около 1,5 десятины.
Вопрос имел свою предысторию, которая заслуживала подробного изложения. Еще в сентябре 1905 года инженер Адрианов, возглавлявший изыскательские работы по строительству железной дороги Тюмень-Омск, обратился с письмом на имя городского головы А.И. Текутьева. Речь шла о безвозмездном отчуждении 50 десятин городской земли для расширения станции «Тюмень» Пермской железной дороги и 18 десятин для строительства полотна проектируемой стальной магистрали от Тюмени до Омска.
Постановлением Думы от 12 октября 1905 года было принято решение о безвозмездном отчуждении 68 десятин городской земли для устройства новых путей сообщения при условии устройства за счет казны подъездных путей — «как необходимых для самой железной дороги, так и в целях большего развития торговли и промышленности, а именно: постоянного моста через реку Туру на каменных быках, под который свободно проходили бы пароходы и другие суда без разводки моста; каменного пути у пароходных пристаней, где городским управлением будет указано; каменного или шоссированного пути от земляного моста к вокзалу и к лесным складам железной дороги».
Гласные просили правительство не отказывать в принятии на себя устройства путей сообщения, так как Тюмень жертвовала казне безвозмездно весьма ценный участок земли стоимостью 163 тысячи 200 рублей. Да и ранее, при сооружении железной дороги Екатеринбург-Тюмень и подъездных путей к пристаням на Туре, было безвозмездно передано 66 десятин земли.
Прежде чем ходатайство направили в Министерство путей сообщения, с ним ознакомили инженера Адрианова. Он высказал мнение, что стоимость столь внушительного сооружения через Туру обошлась бы в очень большую сумму, и эта затрата едва ли окупилась бы грузами, имевшимися в заречной части города (хотя именно там находились все кожевенные заводы, три лесопильных завода, спичечная фабрика, другие мастерские и ремесленные заведения). Согласившись с мнением Адрианова, на 44-м заседании Думы, проходившем 23 ноября 1 905 года, гласные изменили свое первоначальное решение и пришли к мнению, что высоту моста вполне можно было уменьшить до такого состояния, чтобы под него могли бы проходить плоты с лесом и мелкие суда. Для пропуска пароходов и барж должна была быть устроена разводная часть моста шириной в десять саженей.
Возбуждение ходатайства перед министром путей сообщения гласные возложили на А.И. Текутьева. В случае отказа в удовлетворении ходатайства за отчуждаемую землю была назначена плата по одному рублю за квадратную сажень.
В желании переложить часть забот на государственные плечи гласные просчитались. В апреле 1906-го городской голова получил уведомление из Управления по сооружению железных дорог о невозможности удовлетворения ходатайства.
Докладывая фактическую сторону дела столь подробно, управа высказала свое мнение о том, что назначенная в 1905-1906 годах цена за отчуждаемую землю не могла считаться реальной в 1910-м. Если в 1905 году, в период русско-японской войны и общего экономического застоя, цена в один рубль с квадратной сажени соответствовала обстоятельствам времени, то спустя пять лет, в изменившейся экономической ситуации, реальная стоимость земли возросла, как минимум, до двух рублей за квадратную сажень.
Под строительство железнодорожной линии Тюмень-Омск отошла бы полоса земли, захватывающая городское предместье «Копыловские кирпичные сараи». Внимательно выслушав и всесторонне обсудив все обстоятельства дела, перешли к голосованию. Постановление Думы было представлено в следующей редакции: «Для сооружения Тюмень-Омской железной дороги отчудить в собственность казны по цене двух рублей за квадратную сажень до пятнадцати десятин принадлежащей городу Тюмени земли, нанесенной приблизительно на представленный для сей надобности Главным агентом по отчуждению имуществ план, засвидетельствованный Начальником 1-го участка строящейся дороги инженером Крутицким».
Что касалось временного использования железнодорожным ведомством трех десятин городской земли, то было решено уступить ее на условиях аренды на срок не более трех лет, по 12 копеек за квадратную сажень.
Н. Л. Галян, главный специалист отдела использования и публикации документов Государственного архива Тюменской области