Трудности многодетного периода
Есть ли средства для борьбы со школьными хулиганами? И почему с «трудными» подростками так трудно справиться педагогам?
Эти и другие злободневные вопросы в прошлый четверг обсуждали работники городской инспекции по делам несовершеннолетних и родители из ассоциации «Много деток — хорошо».
По словам председателя региональной многодетной общественной организации Елены Майсюк, подобная встреча с «воспитателями в погонах» проходила впервые. Представители образования, здравоохранения, социальной политики, жилищно-коммунального хозяйства на этих ежемесячных встречах были по нескольку раз, а вот инспекторов ПДН еще не приглашали. Хотя вопросов накопилось достаточно много. Часть из них ранее направили в инспекцию в письменном виде. Многие из сформулированных тем были настолько личные, что выносить их на общее обсуждение не очень-то хотелось.
Одна из родительниц, например, вынуждена обратиться за помощью в инспекцию, потому что в школе, где учится дочь, помочь отказываются. Дело в том, что у девочки сложились непростые взаимоотношения со старшеклассницами. Несколько раз маме пришлось спасать своего ребенка от избиения во дворе дома. За свое заступничество позже поплатилась она сама, столкнувшись вечером с этой «группировкой» на улице. Экспертиза зафиксировала многочисленные побои, но потом заключение эксперта вдруг… потерялось, и в возбуждении уголовного дела отказали. Вмешательство инспекции все изменило. Бумаги нашлись, и судебный процесс пошел.
Но вопросы остались. Почему такая ситуация вообще оказалась возможной? Этот вопрос родители из многодетных семей задали заместителю начальника инспекции по делам несовершеннолетних Надежде Жданко. По ее мнению, учителям вообще сложно справляться с «трудными» подростками, особенно если они действуют группой и за пределами школы. Хулиганы умудряются третировать педагогический коллектив годами. Страдают от них и школьники, особенно младших классов.
Но в инспекции по делам несовершеннолетних с «трудными» совсем другой разговор. Здесь не читают нравоучений, а разговаривают на юридическом языке. Родителям таких нарушителей, например, популярно объясняют, что в случае постановки ребенка на учет семья не только страдает морально, но и получает материальное взыскание. И к наказанию рублем за огрехи воспитания отцы и матери относятся совсем по-другому. Иногда одной встречи с инспектором оказывается достаточно, чтобы неуправляемому сыну или дочери дома «вправили мозги».
Правда, бывают случаи, когда агрессивным ребенок становится в результате болезни. Тогда справиться с ним очень трудно, и без помощи специалистов родителям не обойтись. Перевод в специализированные образовательные учреждения бывает затруднен — там для приема тоже есть ограничения. И остаются такие дети в общеобразовательной школе, даже если годами не справляются с ее программой. В одной из тюменских школ, рассказала Надежда Жданко, один подросток пятый год учится в пятом классе. «Обязательность» среднего образования при всех его плюсах бывает и минусом. Расплачиваться за это приходится другим детям.
Одно порадовало родителей многодетных семей — по словам Надежды Жданко, всех школьных нарушителей в инспекции по делам несовершеннолетних знают в лицо, но среди них нет ни одного ребенка из многодетной семьи. Более того, по наблюдениям инспекторов, самыми частыми нарушителями школьных порядков являются мальчишки из неполных семей, особенно если живут в общежитии. Все-таки условия жизни вольно или невольно сказываются на ребенке. Да и живет «безотцовщина» часто без присмотра.
В многодетных же семьях все по-другому. Здесь любовь и порядок — прежде всего. И превыше всего.