Автобус до Утешево
Большие транспортные перемены начались в Тюмени издалека — с окраин.
Неделю назад для жителей поселка Утешево наступили тяжелые времена. Прервалась привычная связь с большим городом. С 21 февраля автобус № 127 изменил маршрут своего движения, а № 22 вовсе был ликвидирован. Если раньше на 127-м можно было уехать до завода медоборудования, то теперь конечными остановками стали поселок РТС и Рощинское кольцо.
Объединив два маршрута в один, создали так называемый «маятниковый подводящий маршрут», задача которого — сократить затраты, оптимизировать транспортные потоки и отрегулировать пассажирские перевозки в данном направлении.
О необходимости реформирования схемы движения тюменского общественного транспорта говорили давно, слишком много в ней, с одной стороны, дублирующих и перегруженных линий, а с другой — белых пятен. В прошлом году научно-технологический и проектный институт транспортной инфраструктуры, обработав данные исследований пассажиропотоков, выдал окончательное заключение. Оно звучало, скорее, как приговор: развитие транспортной схемы нашего города отстает от потребностей; степень дублирования маршрутной сети на отдельных участках — более 50%. Тогда же громко и отчетливо прозвучали слова «оптимизация», «рационализация» и более масштабное — «программа развития транспортно-дорожного комплекса».
Пробный шар оптимизации решили запустить в Утешево. Не совсем понятно, почему именно там, хотя ясно, что транспортное сообщение с отдаленными районами всегда проблематично. Где-то начинать надо. И как ни начинай, ломка привычного образа жизни наверняка приведет к числу недовольных. Тем более, если не все социальные факторы учтены, если в «стройные расчеты» где-то вкралась неточность. Или если учесть сразу все и вся не представляется возможным.
Именно так произошло в Утешево. Когда принималось решение о реформировании маршрута, отталкивались, прежде всего, от его убыточности, от недостаточного числа перевозимых пассажиров. Городские транспортные предприятия, действительно, находятся сейчас не в лучшем финансовом состоянии. Поэтому необходимо искать пути выхода из затянувшегося финансового кризиса. Какие? Сокращение необоснованных расходов и повышение доходности предприятий.
Вот только жители поселка Утешево не смогли по достоинству оценить ту высокую миссию, которая, фактически, была на них возложена. Их больше волновало, что теперь для того, чтобы добраться до города, надо ехать с пересадками. Каждая из которых — дополнительные траты. Для многих из живущих в этой глухомани «лишние» 24 рубля на дорогу туда и обратно, да еще каждый день — чувствительный удар по карману.
Ситуация осложнялась еще и тем, что «на большой земле» расположены поликлиника, женская консультация, аптеки, куда не наездишься за 48 рублей в день. Пенсионеры Утешево привыкли покупать в «Мальвинке» хлеб и молоко, которые там на пять-шесть рублей дешевле, чем в поселке. А родители школьников сразу подсчитали, что, если везешь ребенка в цирк, в кино или на кружок, то такая поездка становится просто золотой.
Не удивительно, что в первые дни возмущенные жители Утешево оборвали все телефоны, написали жалобы во все возможные инстанции. А уж ни в чем не повинные кондуктора и водители автобуса № 127 наслушались такого, чего, как с горечью сказал шофер с 30-летним стажем Валерий Климов, «за всю свою жизнь не слышали».
Масла в огонь подлило и объявление, расклеенное в автобусах маршрута № 127-к (так он стал называться). Черным по белому написано, что решение об изменении маршрута движения принято по просьбе самих жителей и согласно голосованию, проведенному в ТОСе поселка. Ни о каком собрании и голосовании большинство здесь и слыхом не слыхивало. Перемены грянули для них, как гром среди ясного неба.
Понятно, что городское хозяйство — организм сложный. Чтобы им управлять, приходится сочетать несочетаемое — финансовую выгоду частных предприятий и интересы простых горожан. Идеальных решений здесь, наверное, не бывает. Каждая из сторон, так или иначе, может оказаться ущемленной.
В данном случае «пострадавшими» чуть не стали самые незащищенные слои населения, например, дети. Родители резко сократили совместные поездки в город, когда совокупная стоимость проезда выросла в разы.
Однако первый блин комом удалось все-таки подправить. Чтобы усмирить социальную бурю, вначале ввели временный бесплатный проезд от Утешево до точки пересадки на автобус № 54 на Рощинском кольце или автобус № 14 на остановке «РТС». А затем в минувшее воскресенье представители департамента по транспорту и связи провели встречу с жителями поселка. На этот народный сход пришло около ста человек. И не зря. Им сообщили новость, которая всех порадовала: с этой недели маршрут автобуса № 127, по просьбам жителей, будет продлен до Дома обороны.
Значит, все-таки не зря они доказывали свою правоту. Их мнение хоть и не сразу, но было услышано.
Счастливо ли закончилась эта история? Казалось бы, компромисс найден. Но все-таки остался какой-то осадок от того, что вначале рубанули с плеча, и только потом полностью оценили социальную сторону вопроса. Легче всего за финансовыми обоснованиями забыть, ради чего, собственно, все и существует. По определению — ради более комфортной жизни конкретных тюменцев. И этот мотив должен бы быть на первом месте. А мудрость и профессионализм управления состоит в том, чтобы даже в самых сложных условиях найти оптимальный вариант.
***
фото: В автобусе теперь только и разговоров, что о социальной несправедливости;127-к прибыл в поселок Утешево;Контролер Надежда Кузина считает всех входящих и выходящих пассажиров.