Второе «дно» для малого бизнеса
«Катастрофы не произошло, но обвал случился», — так характеризуют сейчас ситуацию в сфере потребительского рынка.
Конец февраля — время, когда традиционно подводятся итоги прошедшего года. К этому времени все успехи, и неуспехи подсчитаны и оценены в сравнении с прошлым. На отраслевых совещаниях начинают разбирать, что получилось, а что нет, и почему.
Такой честный и жесткий «разбор полетов» произошел вчера на отраслевом совещании предприятий потребительского рынка «Малый бизнес: итоги и перспективы».
Для потребительского рынка 2009-й был не простым. Если в целом экономике удалось избежать худших сценариев развития, то рынок бытовых услуг, общественного питания и торговли сполна хлебнул кризисной горечи.
Кризисный год, по словам Юрия Накорякова, начальника областного управления лицензирования и регулирования потребительского рынка, «не принес больших потерь», но равновесие оказалось нарушенным. Чаша весов склонилась в другую сторону: снизился спрос, упали покупательская способность и физический объем продаваемых товаров и услуг. С приобретения промышленных товаров покупатели переключились, по большей части, на продовольственные. Крен в сторону продуктов питания составил 51%.
Конечно, катастрофы не произошло. Тюменская область по объемам розничной торговли все равно показала результаты на 19% лучше среднероссийских, а обеспеченность торговыми площадями на душу населения осталась самой высокой в УрФО.
В чем-то, считает Накоряков, кризисный стресс даже оказал на потребительский рынок области «оздоравливающее действие»: снизились необоснованно завышенные ставки за аренду торговых помещений, цены на некоторые товары, произошла расчистка тюменских полок от излишнего импорта, что дало фору товарам местного производства.
Но «активные добавки» не сняли всех кризисных симптомов. И меньше всего эти пилюли помогли сфере общественного питания. По словам Анатолия Канова, начальника управления по товарному рынку и услугам, здесь произошел «настоящий обвал». Если раньше регистрировался ежегодный прирост в среднем на 20%, то в прошлом году объемы услуг общественного питания в сопоставимых ценах упали на 28%. Полного обрушения не произошло только благодаря заделу прошлых лет — он помог многим выжить и остаться на плаву.
В самом благоприятном положении оказались бытовые услуги. Их популярность даже выросла. Вместо заказов на праздничную и выходную одежду горожане стали относить в переделку старую, вместо приобретения мебели — вызывать мастера. За год количество предприятий бытовых услуг увеличилось на 68 единиц. Открылись и новые автосервисные мастерские — их количество в городе достигло 442.
Но, отметил Анатолий Канов, при этом всплеске дальнейшего развития не получили комплексные пункты обслуживания. Иными словами, еще одного «Города мастеров» на тюменском рынке не появилось.
И у всех этих проблем — не только кризисные корни. Есть и второе, «глубинное дно». По мнению собравшихся на совещании предпринимателей, оно кроется в системе налогообложения.
В 2009 году, с целью упрощения налоговой отчетности и увеличения налоговых поступлений от малого бизнеса, стали взимать единый налог на вмененный доход. Идея сама по себе привлекательна. Но на деле, сказал Владимир Панов, президент некоммерческой организации «Ассоциация малых и микропредприятий в сфере торговли», она обернулась серьезными проблемами. У предпринимателей отняли право выбора удобной для них системы налогообложения. Оказалась несовершенной и сама методика расчета. Показатели базовой доходности и количество корректирующих коэффициентов слишком малы — разбег всего от 0,6 до 1,0. В европейских странах, говорит Панов, таких коэффициентов применяется более сотни.
Усложняет ситуацию и формула расчета налога. Если оценивать ее с точки зрения математики, получается, что сумма налога прямо пропорциональна торговой площади помещения. В действительности это не так. Реальная выручка магазина зависит прежде всего от места расположения и ассортимента, и только потом — от площади. То есть маленький магазинчик на хорошем месте приносит прибыли больше, чем большой и плохой на окраине.
В результате наиболее рентабельными стали магазины «шаговой доступности» с торговой площадью не более 50 «квадратов». А сам налог, по словам Владимира Панова, за год вырос более чем на 150%. И «налоговый пресс продолжает расти в геометрической прогрессии».
Теперь предпринимателям предлагают «заявительную льготу» по налогу — с условием, что они увеличат торговые площади и численность работников на 50%. Но если взятые дополнительные обязательства они не выполнят, то им грозит доначисление налога с пенями и штрафные санкции. «Подобные предложения изначально неприемлемы», — считают в ассоциации. Иначе рост налогов в совокупности с падением торговой выручки приведет к сокращению объектов торговли. Это ударит сразу по всему: по бюджету, покупателям, товаропроизводителям, оптовикам… И ситуация может выйти из-под контроля, приобрести «необратимый характер».
О непомерном налоговом гнете говорила и директор сети химчисток и прачечных Марина Сметанникова. В доказательство она привела «голые факты». Весь год ее предприятие работало по ценам 2008 года, выручка упала на 13%, а число клиентов сократилось почти на треть. Головной боли добавили и коммунальные платежи, которые выросли на 24%. Недавно ей пришел авансовый счет за электроэнергию — 50 тысяч рублей! Чтобы отработать эти деньги, надо бесплатно постирать две тонны белья. Плата за подключение к электросетям, сделала вывод предприниматель Сметанникова, носит для малого бизнеса «запретительный характер». Единственное разумное решение в этой ситуации, сказала с горечью Марина Сметанникова, — закрыть предприятие…
Да, если нет «жирка», малому предприятию трудно выжить, согласился Анатолий Канов.
Участники совещания решили обратиться к депутатам городской Думы и к главе администрации Тюмени с просьбой оказать помощь в снижении непроизводственных затрат, в части налогообложения, арендной платы, снятия ограничений в размещении временных объектов, оплаты муниципального имущества, за пользование торговыми местами. Они надеются, что будут услышаны.
***
фото: