Тобольский изограф
В музее изобразительных искусств Музейного комплекса им. И.Я. Словцова продолжает работать выставка «101 русский портрет».
Это самый амбициозный проект тюменского музееведения, где много необычного в дизайнерском решении экспозиции и где среди знаменитых имен портретистов XVIII-XIX веков есть те, что связаны с началом зарождения портретного искусства в Тобольской губернии.
В XVIII веке стольный град Тобольск имел при семинарии иконописную мастерскую «для украсы храмов». Именно там подвизался Федор Черепанов, родившийся в Тобольске в середине столетия в семье ямщика и зодчего Ивана Черепанова, который с братом Косьмой строил кафедральный собор в Омске. Федор, художник-самоучка, занимался росписями. Украсил собор Михаила Архангела в Тобольске, Никольскую церковь в Ишиме. Архиепископ Варлаам дал Федору высшую аттестацию как иконописцу.
В период правления губернатора Дениса Чичерина в 70-е годы XVIII века именно Федору как лучшему изографу выпала честь писать его портрет. Это утверждает И.П. Фальк в своей книге «Записки и путешествия академика Фалька» (изданы в 1824 г. Императорской академией наук). Он пишет, что именно Черепанов был одним из немногих, кто тогда писал в Тобольске портреты и имел покровительство губернатора, весьма неравнодушного к художествам и ремеслам.
Федор Черепанов, возможно, получил в качестве образца миниатюру, которую Чичерин мог привести с собой из Петербурга, и портрет исполнил как парсуну, то есть сохраняя иконописные традиции: плоскостность в трактовке фигуры, локальный цвет, темный фон.
Парсуна — измененное слово «персона» — это первый в России светский живописный жанр. Такие портреты появились в нашей отечественной культуре накануне грандиозных преобразований Петровской эпохи. А в середине XVIII века парсуна сохранялась лишь в провинции, тем более в далекой Сибири, тогда как в новой столице, Санкт-Петербурге, уже открылась Императорская академия художеств и блистали мастера, которые работали в традициях европейского искусства.
Портрет изображает представительного вельможу в мундире, пудренном парике, с лентой и звездой ордена Св. Александра Невского, который учредил еще Петр Первый.
Денис Иванович Чичерин правил в течение восемнадцати лет и сделал немало для благоустройства самой большой губернии Российской империи и стольного града Тобольска. Он — личность оригинальная, замечательная, из рода итальянца Чичероне, приехавшего в XV веке на Русь в свите византийской принцессы Софии Палеолог — невесты, а затем супруги Великого князя московского Иоанна Третьего. Отец Дениса Ивановича служил Петру Великому в чине подполковника, был комендантом Полтавы. Сына своего он записал в гвардейский Семеновский полк, где тот впоследствии был расторопным офицером. Д.И. Чичерин служил вместе с братьями Орловыми, которые помогли взойти на престол Екатерине Второй. Они не забыли своего приятеля, и матушка-императрица по их ходатайству отправила Чичерина в чине генерал-майора на губернаторство в Сибирский край.
В Тобольске губернатор открыл геодезическую школу, учредил аптеку, построил большой каменный госпиталь, ввел прививки от оспы и покровительствовал ремеслам — серебряному и косторезному. Был Чичерин человеком глубоко религиозным, следил за строительством и благолепием храмов. Жил на широкую ногу: на ежедневный званый обед к нему собиралось не менее тридцати человек. Давал губернатор Чичерин балы и маскарады.
По свидетельству подчиненных, в присутствие он являлся в 4 часа утра, сразу приступал к трудам праведным, принимал всех без доклада. Сам иногда наводил порядки в городе, для чего объезжал ночные улицы вместе с полицмейстером и чинил расправу розгами всем провинившимся.
Он был на хорошем счету у императрицы, которая безраздельно ему доверяла и состояла с Д.И. Чичериным в постоянной переписке (часть писем сохранилась в архивах).
Портрет поступил в Тюменскую картинную галерею в 1958 г. из Тобольского краеведческого музея, а ранее находился в Знаменском монастыре.
Любопытно восстанавливать связь времен. Только музей позволит подлинно ощутить время и историю в лицах, а выставка «101 русский портрет» — блестящее тому подтверждение.
Музейный комплекс им. И.Я. Словцова выражает искреннюю благодарность Чемезову Олегу Леонидовичу и другим ценителям русской классической живописи за оказание спонсорской помощи в подготовке и проведении выставки «101 русский портрет».
Наталья Паромова — искусствовед Музейного комплекса им. И.Я. Словцова
***
фото: На фоторепродукции – портрет Д.И. Чичерина работы Федора Черепанова.