X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Хитроумный Петр и Давид Неистовый

Житель Тюмени, полковник в отставке, Герой Советского Союза Петр Еремеевич Федоров (19141993) и его боевой командир, дважды Герой, генерал-полковник Давид Абрамович Драгунский (19101992) обладали одинаковым холерическим темпераментом и оставили друг о друге весьма любопытные воспоминания.

«Умен, хитер и сноровист», — писал о комбате Федорове генерал Драгунский в мемуарах «Годы в броне».

«Комбриг по имени Давид похож на Давида, сразившегося с великаном Голиафом», — отзывался о своем командире Петр Еремеевич в книге воспоминаний «Горячие сердца»…

Судьба распорядилась так, что автору этих строк удалось познакомиться с этими незаурядными людьми в год 40-летия Победы.

Худощавый седой Федоров, с удивительными черными бровями, сросшимися на переносице, и в пожилом возрасте оставался «живчиком». Он всегда передвигался по улицам Тюмени столь быстро, что обращал на себя внимание прохожих и удивлял молодых.

— Я живу на бегу, — неоднократно повторял Петр Еремеевич. При личной встрече он назвал Драгунского «танкистом в соляре до костей скелета». Причем произнес эту фразу необычно душевно и с хрипотцой в голосе….

Давид Абрамович сентиментальностью, не свойственной кадровому танкисту, никогда не отличался. Мне довелось встретиться со знаменитым танкистом в Солнечногорске, где мой двоюродный брат учился на курсах «Выстрел», возглавляемых Драгунским.

Знаменитый генерал с двумя Золотыми Звездами на кителе оказался очень небольшого роста. Однако самые бравые гвардейцы вытягивались в струнку при его появлении.

Любопытно, что Давид Абрамович очень часто повторял фразу «я имею в виду». Эту особенность знали все его подчиненные, но шутить по этому поводу никто не решался.

Знакомство с генералом произошло в июне 1985-го.

— Да вы, батенька, негритос! Я имею в виду вашу внешность, — произнес Драгунский с особым придыханием. Этот «пых-пых» тоже был притчей во языцех, но обсуждению не подлежал.

Авторитетом генерал пользовался огромным. Любимым десертом Давида Абрамовича была карамель «Гусиные лапки», а изысканный «Казбек» он курил три раза в день, и ни папиросой больше.

Легендарный танкист вне службы оказался прекрасным собеседником. Кстати, на досуге он любил смотреть… мультфильмы. «Я балдею от удава и милой мартышки!» Эти слова дважды Героя в его служебном кабинете прозвучали необычно. «Я имею в виду прекрасную фильму», — тут же пояснил он. Кстати, Давид Абрамович предпочитал, чтобы обращались к нему не «генерал-полковник», а «товарищ генерал».

— Полковником я дрался под Берлином, — уточнял он.

Драгунский особенно дорожил двумя наградами: орденом Суворова 2-й степени под номером 9 и второй «золотой звездочкой» N 50.

Еще запомнилась одна деталь. По словам генерала, его не включили в состав парадного расчета на Парад Победы из-за малого роста — всего 155 см. Бравый комбриг обиделся и после личного письма к Сталину и Калинину прошел-таки по Красной площади 24 июня 1945-го, невзирая на проливной дождь…

Известно, что Давид Абрамович написал мемуары «Годы в броне». Они выдержали два издания в 1973-м и 1983-м. Первое издание мемуаров в обложке серого цвета с личным экслибрисом Драгунского в виде фигурки из четырех геометрических фигур и трех букв «Д.А.Д.» хранится в моей личной библиотеке. Как память о знакомстве и почти двухчасовой беседе с легендарным танкистом — командиром «двух пятерок», как называл он свою гвардейскую танковую бригаду.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта