Тело как музыкальный инструмент
15 февраля в Тюменской филармонии прошел концерт театра музыки и танца «Click-Clack-Clock». Это виртуозная смесь степа и джаза в одном «флаконе».
Импровизация и джаз давно стали словами-синонимами. Взрыв, всплеск эмоций, переворот… А эти исполнители придумали и вовсе что-то необычное.
Тела актеров превратились в музыкальные инструменты, звучащие и одновременно пластичные. Игру «Click-Clack-Clock» можно охарактеризовать как музыку, летящую в буквальном смысле слова.
Добавим к этому умение обыгрывать краски одежды и получим еще и цветовой инструмент.
В этот вечер наслаждались и глаза, и уши, и тело вторило ритмике на сцене.
Лидер группы Лоран Бортолотти — человек неординарный. Кем он только не является и чего только не умеет. Танцор, степист, актер, мим, певец. Он начал заниматься балетом с семи лет. Много путешествовал, изучал древние практики и языки. И в своих исследованиях обнаружил удивительное свойство степа — способность передавать музыку. Неутомимый экспериментатор, он захотел все это претворить в жизни и в 2004 году создал группу «Клик-Клак-Клок» (джаз-трио с тремя танцорами).
Вместе с ним в секстете танцуют Дорел и Костел Сюрбек — профессионалы мирового степа (братья работают и как степисты, и как хореографы). А также — единственная девушка-танцовщица Эдвиж Ларальде.
Пианист группы — Маркос Жименез. Он поглощен изучением возможностей джаза и как аранжировщик, и как композитор.
Барабанщица группы — Беатрис Граф. Импровизирует в широком спектре стилей и форм, часто используя нетипичную инструментовку. В работе с джазом, роком, современной и электронной музыкой Беатрис совершенствует свой стиль. В то же время она легко восприимчива к свободной импровизации.
Сначала танцевал только Лоран. Среднего роста, в белом свободном костюме, легкий, парящий.
Затем на сцене возник из ниоткуда высокий, резкий, со стремительной энергетикой Костел Сюрбек. Публика замерла. На черную тунику Костела была небрежно накинута раздражающая воображение красная рубашка. Такой контраст она составляла с «мягким» Лораном. Стремительно мелькала в ритме степа красная ткань. Причудливо складывался единый танец двух разных образов.
И номер за номером менялось осознание, интерпретация человеческих фигур-инструментов.
Зрителей все время держали в напряжении, не давая соскучиться действием. Они сбились со счета в том, сколько раз почувствовали изумление.
Был танец девушки и мужчины — гендерное начало, он и она, соблазнение, игра, флирт, доверие.
Был танец молодой удали в исполнении братьев Сюрбек. Бесшабашная молодость с заразительным смехом, ребячеством, где самым удобным музыкальным прибором стала обычная питьевая канистра. Как же азартно они выстукивали на ней ритм!
Был танец поколений — опытного мастера и талантливого ученика.
И конечно, общий танец, где вместе сплелись все социальные образы, роли и настроения.
Степ наложился на балетное образование танцоров. И это придало постановке особый шик и парение. Пожалуй, это был настоящий мастер-класс, ни одного лишнего неточного движения.
Перетекали друг в друга резкость и плавность пируэтов. Лорану удалось показать, что степ может быть и завораживающе плавным и почти какофонически угловатым.
Создавалось ощущение безграничной свободы и возможностей человеческого тела. А музыка джаза была в выступлении фоном, главным стало музыкальное человеческое тело.
Кажется, что Бортолотти все время задается вопросом, где пределы фантазии, что и как можно выразить и передать с помощью тела.
***
фото: Танцует Лоран Бортолотти;Братья Дорел и Костел Сюрбек.