А ветер дул все сильнее…
— Бабушка, бабушка! А дедушка баню уже потушил? — тянет за рукав растерянную женщину маленькая девочка, перемазанная в золе.
— Конечно, моя хорошая, — отвечает та, пытаясь хоть что-то разглядеть сквозь густой едкий дым. А в нашу сторону отрицательно качает головой: когда они с внучкой выбегали из домика, он был уже весь в огне, а баня с домиком — рядом.
Никто из дачников садоводческого товарищества «Юбилейное» и не думал, чем для них может обернуться вчерашний солнечный день.
Огонь вспыхнул около 12 часов дня — в овраге, которым обрывается дачный поселок. Понятно, что вспыхнул не сам по себе. Садоводы, вырвавшиеся из города на день раньше выходных, воспользовались возможностью устроить субботник. Только вот не рассчитали свои силы…
— Огонь пошел из оврага, видимо, кто-то подпалил там сухую траву, — говорит Юрий Алёхин, исполняющий обязанности начальника управления МЧС по Тюменской области. — Сейчас горят уже четыре садоводческих товарищества.
А ветер только усиливается. Даже те дачники, которые уже отчаялись хоть что-то спасти из своих домиков и сгрудились около дороги, задыхаются от запаха гари. А на узкую улочку поселка одна за одной заезжают пожарные машины — и через секунду полностью скрываются в густом дыму. Кажется, что сквозь эту бело-серую стену не прорваться. Хотя, если закрыть нос и рот платком и надеть солнечные очки…
Через два дома от начала улицы дыма уже меньше. Пожарные заливают водой тлеющие остатки забора.
Рядом погорельцы, двое пожилых мужчин, таскают обгоревшие доски к краю оврага, чтобы сделать подпорку для водовозной машины. Улицы настолько узкие, что водовозку пришлось поставить на обочине у самого обрыва — чтобы пропустить пожарные машины, проезжающие вглубь улицы к все еще горящим домам.
— В поселке совсем нет гидрантов, ни одного пожарного водоема, — говорит Алёхин. — Поэтому здесь сейчас практически все наши силы — 28 единиц техники, плюс резервы. Объявлена готовность номер один. Подняты все бойцы, даже те, что не на службе.
А здесь уже и не понятно, кто на службе, а кто — нет. На пожар навалились всем миром.
Около въезда на улицу стоит руководитель Центральной управы Валерий Борисов — встречает водовозки. Бежит впереди, показывает водителям, куда ехать.
— Водовозки мы собрали по всему городу, со всех округов, — говорит он. — Их сейчас здесь около двадцати, из них набирают воду в ранцевые огнетушители и пожарные машины.
Но две минуты — и машина уже пуста. Водовозка возвращается в город — за водой. Потом обратно.
— Да когда уже это кончится! Почему же его нельзя остановить? — плачет женщина, проклиная ненасытный огонь. Говорит, что ее домик дальше по улице, она боится даже и подумать, что с ним. Все, что успела спасти — сумочка с документами, мешок с какими-то вещами, — в машине. Она нервно нажимает кнопки брелока сигнализации, чтобы как-то отвлечься и успокоиться.
… А за дымовой завесой продолжается борьба людей со стихией. Сильный ветер относит брызги воды, вырывающейся из пожарных «рукавов», в разные стороны. Но уставший, с красным от жара лицом, пожилой мужчина этих брызг не замечает. Он остановился около груды обгоревших досок. Груда не то, чтобы большая (вряд ли это был домик), но и не маленькая. Может, баня? «Бабушка! А дедушка баню уже потушил?..»
Мокрые седые волосы мужчины треплет ветер. Да почему же он сегодня такой сильный?!
***
фото: Начальник 14-й пожарной части Ринат Ибрагимов против огня.