Там, где у домры в соседках мандолина
Возможно, оркестру народных инструментов, что работает при школе N 19, нет равных в городе среди ему подобных.
Двадцать два года назад его создал Павел Анатольевич Семенов. И по сей день его развивает и совершенствует.
Сейчас в оркестре занимаются пятьдесят детей. Они со всех ног бегут после занятий к своим инструментам и любимому учителю. А здесь, в небольшом, но уютном классе, кажется, есть место и детям, и инструментам. В шкафах, на подоконниках лежат баяны, балалайки, домры. Есть даже контрабас, на котором играет Игорь Зырянов.
Кто-то из ребят занимается уже не первый год. Артур Шакмеев, например, ходит к Павлу Анатольевичу пять лет. Он помнит, как коллектив ездил на всероссийский фестиваль в Москву. А вообще, оркестр успевал побывать в разных местах — например, в Иваново, Нижнем Новгороде… Но чаще маршруты короткие. Их всегда ждут и тепло встречают в тюменском госпитале войны и труда, в детском доме села Успенка, санатории «Красная гвоздика».
Правда, говорит концертмейстер оркестра Елена Семенова, она же учитель музыки и жена Павла Анатольевича, непросто организовать такую поездку. Нужен автобус — детей-то много…
Есть в коллективе и новички. Пятиклассница Оля Решетникова перевелась в 9-ю школу совсем недавно. На народных инструментах никогда не играла. Но, когда пришла в оркестр, Павел Анатольевич рассмотрел в ней способную ученицу. За полгода Оля так разыгралась на домре, что из младшей возрастной группы экстерном перешла в старшую. А может, эта способность схватывать все на лету у нее — генетическая? Ведь ее папа тоже когда-то занимался в этом оркестре! Оля призналась, что и дома не прочь поиграть на домре, которую ей отдал учитель. И может быть, встреча с Павлом Семеновым сыграет свою роль в выборе ее профессии, как когда-то повлияла на решение Дмитрия Конарева.
Дима несколько лет занимался в оркестре, а когда окончил школу, поступил в колледж искусств, а затем — в филиал Российской академии музыки имени Гнесиных, что в Ханты-Мансийске…
— Что нужно ребенку, чтобы научиться хорошо, играть на том или ином инструменте? — спрашиваю я.
— Желание, — отвечает Елена Владимировна.
Именно Елена Семенова присматривает будущих артистов для оркестра. На ее уроках у большинства малышей просыпается интерес к музыке. Иной раз она просто берет способного ребенка за руку и приводит к Павлу Анатольевичу.
— С первого занятия я могу определить, стоит ли ребенку заниматься музыкой или нет, — говорит Семенов.
— По глазам определяете? — По природным данным. Потому, как мальчик или девочка берет в руки инструмент и как держит…
Мы попали на репетицию младшего состава оркестра. Он носит название «Эхо». Старший называется «Тюменец». Есть еще и два ансамбля балалаечников и домристов, а также эстрадный ансамбль «Эстро».
Что примечательно, все костюмы для своих выступлений ребята шьют сами на уроках технологии. А инструменты приобретают, где придется. Списанные инструменты привозили в школу из академии культуры, искусств и социальных технологий из ДК «Нефтяник».
— Привозили иногда сломанные, — рассказывает учитель Семенов, — и я садился их ремонтировать. Это дело тоже люблю! Мне важно быстрее услышать, как звучит инструмент!
Самая старая здесь — домра, которую Павел Анатольевич нашел… на снегу много лет назад в районе «Маяка». Она уже не рабочая, лежит себе в шкафу, отдыхает. Рядом — соседка-мандолина, которую подарила оркестру бывшая ученица Елена Орлова.
… Сейчас школьный оркестр готовится к конкурсу «Таланты без границ», который пройдет 30 апреля.
***
фото: Павел Анатольевич и его воспитанники;Данил Семенов и его балалайка;Даша Ерошова и домра.