Ненастоящий пожар настоящей цистерны
Первыми на железнодорожной станции Войновка возле дымящих цистерн оказался… штабной чемодан. Точнее, появился он там не сам по себе. Его принесли к месту сотрудники МЧС — руководители тушения пожара.
— Существуют ситуации, когда без этого не обойтись, — говорит Евгений Шатупов (в этот раз ему выпало возглавить штаб). — Например, этому пожару по легенде присвоен третий номер сложности. Чтобы справиться с ним, нужна полная согласованность действий. Вот мы и будем поддерживать постоянную связь с диспетчерской, докладывать туда обстановку, а еще — делать необходимые расчеты.
Евгению за время службы не раз приходилось следить за ходом пожарных операций, поэтому рассчитать, сколько литров воды или какой объем пены понадобится для тушения конкретного пожара, ему не составляет труда. Главное — чтобы все сработали заодно. А вот с этим-то и случаются иногда небольшие проблемы — не только в жизни, но и на учениях.
Несмотря на то, что перед началом показательного пожара с участниками учений провели небольшое совещание и обсудили все нюансы предстоящей работы, на площадке около железнодорожных путей вышла небольшая заминка. Около цистерн сгорела сначала одна дымовая шашка, потом другая, пришлось поджечь третью. А машины пожарной части № 27 (ближайшей к станции) все не ехали.
— Вот он, пресловутый «человеческий фактор», — говорит Александр Терпак, заместитель начальника управления оперативного реагирования ГУ МЧС. — Администрация станции вовремя не вызвала пожарную охрану. Может быть, случись беда на самом деле, они бы не отнеслись к этому так спокойно.
Через пару минут все-таки подъезжают пожарные машины. На месте выясняется, что в цистернах — сырая нефть, а значит, простое пожарное снаряжение здесь не подойдет.
— Пожары на таких объектах очень сложные: с одной стороны нужно торопиться, чтобы не допустить большого распространения огня и взрыва, с другой — быть предельно осторожными и сначала полностью изучить ситуацию, — рассказывает начальник отдела пропаганды ГУ МЧС Александр Глазов.
В это время пожарные меняют свое снаряжение на теплоотталкивающие костюмы. В таком «скафандре», признался один боец (имя которого я так и не смогла расслышать из-за плотного шлема), очень тяжело бегать. Особенно, когда за собой приходится тянуть длинный пожарный «рукав». Зато костюм надежно защитит от горячих паров.
Пожарные в «скафандрах» торопятся. Размахивают руками, потому что кричать бесполезно — их все равно никто не услышит. Беспокойство и спешка людей понятны — цистерна с горючим содержимым может взорваться через 16 минут. Если учитывать задержку вызова, рвануть может с минуты на минуту.
— Пострадавших в наших учениях не планируется, — уточняет Александр Терпак. — Но площадь пожара мы увеличили: бойцам прибавилось работы. Это для того, чтобы все было, как в жизни. Не позвонили вовремя в «01» -ущерб получится больше.
А вообще, по словам Александра Павловича, учения для того и проводятся, чтобы нащупать все слабые места. Когда дело дойдет до реальных ситуаций, будет недосуг перекладывать ответственность друг на друга — поэтому лучше все заранее отрепетировать.
… Учения закончились через полтора часа. За это время, и, правда, не пострадал ни один участник. Медики в карете «скорой», дежурившей около, успели даже задремать. Целыми остались и цистерны — хотя и подмокли немного.
Еще полчаса ушло на «разбор полетов». Сошлись на мнении, что все сработали удовлетворительно. А могли бы и хорошо, поэтому у организаторов учений осталось еще много вопросов — в том числе и к начальству станции. Кто знает, может быть, спустя некоторое время с запасных путей снова придется выгонять многострадальные цистерны — чтобы проверить, проведена ли работа над ошибками.
***
фото: «Пенное море» против «горящей нефти»;На счету каждая секунда;Бойцы пожарных частей.