Сезон «охоты» на детей
Бары, дискотеки, компьютерные клубы, бильярдные, кинозалы, парки, прибрежные зоны. Не так давно городская администрация определилась со списком мест, где в ночное время строго запрещено находиться несовершеннолетним.
О cвоеобразном «детском комендантском часе» говорили еще в прошлом году, когда президент России подписал Федеральный закон «О внесении изменений в ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Однако регионам предоставили возможность самим решить, какие места считать общественными, а какое время — ночным. Кстати, уместны поправки и на возраст. В нашем регионе под пристальным вниманием оказались дети до шестнадцати лет.
— Мы уже примерно знаем, где любят по вечерам собираться наши ребята, поэтому сегодня пойдем сначала туда, — говорит Eлена Бабарыкина, начальник управления по социальной работе Восточной управы.
Эта управа одной из первых решила провести пробный рейд по «местам концентрации несовершеннолетних». Для этого членам специальной комиссии пришлось собраться на работе в не совсем обычное время — 11 часов вечера. С 1 апреля и до середины октября с этого часа для детей начинается ночное время.
Хотя сами дети об этом не задумываются, говорит Eлена Анатольевна, кто-то просто не следит за временем и задерживается на улице дольше, чем положено. А кто-то уже с малых лет привык к ночному образу жизни: таких ребят запросто можно встретить в развлекательных клубах или круглосуточных интернет-кафе. Туда и направляется наша небольшая делегация в сопровождении сотрудников милиции.
Самое близкое к управе общественное место — клуб «Монтана».
— Сотрудники ОМ-1 выезжают на профилактические рейды каждую ночь, — рассказывает секретарь комиссии по делам несовершеннолетних Людмила Чапова, — а потом сообщают нам, где чаще всего собираются по вечерам подростки.
. Администратор у входа в клуб и сама выглядит очень молодо, но у нее с возрастом — все в пределах нормы. А вот узнать год рождения немногочисленных посетителей дискотеки оказалось проблематично даже для милиционеров.
— Я паспорт с собой не ношу! — категорично заявила девушка, пряча лицо от видеокамеры за бутылкой пива.
Мнения комиссии разделились: одни уверены, что девушка слишком юна для такого заведения, другим она показалась вполне взрослой.
— Мы предполагали, что нам придется столкнуться с некоторыми проблемами, — говорит Олег Зыбин, главный специалист управы. — Вот одна из них: как определить личность ребенка? Ну, или не ребенка.
Оснований для задержания нет, разводят руками милиционеры. Eдинственное, что можно сделать, — «пробить» по базе данных имя и фамилию девушки, которые она сама назвала. По всему выходит, что ей уже 25 лет.
— Но она могла назвать имя своей тети, например, — сомневается Eлена Анатольевна. — Значит, будем просить, чтобы наказали руководство клуба: за то, что не проверяют на входе паспорта. Они обязаны это делать!
Во дворе школы N 10 тоже оказалось не безлюдно: на турниках подтягивались молодые люди.
— Не-е-е, мы спортом вышли заниматься — конечно, никакой паспорт с собой не взяли. Но можете поверить — нам уже по девятнадцать, — ответил на вопрос милиционеров крепкий парень, по виду действительно старше 16 лет.
За весь вечер это были, наверное, единственные подростки, к которым можно было подойти без опасения.
От общежития по улице Олимпийской экипажу патрульно-постовой службы пришлось забрать четырех девушек. Что показательно, у трех из них при себе оказались паспорта, которые убедили комиссию: «детки» выросли — им по 18, а то и 19 лет. Значит ли это, что теперь они могут разгуливать по улице, пьяно покачиваясь из стороны в сторону и громко ругаясь матом? Ну, взрослые, так взрослые, значит, и отвечать будут за себя сами — по статье 20.21 «Нахождение в общественном месте в нетрезвом состоянии».
На улице Пермякова сотрудники управы повстречали еще нескольких подростков, примерно в том же состоянии. Правда, ругаться те не стали, а заговорили со взрослыми о высоких материях, время от времени прикладываясь к горлышку бутылки.
— Ну и что, вы серьезно думаете, что сможете что-то изменить в этом мире? — сочувственно спросил один из компании. — Дети как гуляли, так гулять и будут — вы им не запретите!
— Пойдемте, — позвала коллег Eлена Анатольевна. — Они старше шестнадцати. Кое-кого из компании я знаю: вот эта девушка не один раз была у нас на комиссии. Eй сейчас, наверное, 19. И она. молодая мама.
В голове пронеслась мысль: может, закон защищает не только детей, но и от «детей» — тех агрессивных, жестоких, грязно ругающихся, с бутылкой в руках и сигаретой в зубах?
— Нет, — возразила мне Eлена Бабарыкина. — Ребенок превращается в такого только по вине родителей, которые за ним не досматривают. И наша задача — защитить ребенка и пристыдить родителей. Или наказать.
. В этот вечер комиссии не пришлось «изымать» с улицы ни одного ребенка и возвращать его домой. Видимо, погода не располагала к ночным прогулкам. Но скоро лето — вот когда у работников всех городских управ и департаментов по работе с молодежью наступит «сезон охоты». Вынужденной и малоприятной.