Защити, «Одиссей»!
В областном управлении Госавтоинспекции пополняют запасы печатной бумаги и… конвертов. Со вчерашнего дня в городе начала свою работу система фото- и видеофиксации «Одиссей».
Правда, некоторые водители уже и до этого поговаривали, что, дескать, им по почте приходили протоколы с фотографиями их автомобилей и суммой штрафа.
— Система, действительно, работала несколько дней в тестовом режиме, — говорит начальник отдела пропаганды УГИБДД Анжела Борисова. — Но те протоколы, которые за это время составила система, нарушителям не высылали — потому что это был всего лишь эксперимент.
Ну что ж, судя по всему, в среде автомобилистов будет бытовать еще не одна байка, связанная с работой новых камер.
— Хотя мы надеемся, что этот комплекс, напротив, поможет добиться максимальной объективности в отношениях сотрудников Госавтоинспекции и водителей, — считает начальник УГИБДД полковник Геннадий Лоточкин. — С фотографией очень сложно поспорить — номер автомобиля и факт нарушения налицо.
Полковник взял протокол, выпущенный принтером:
— Вот, посмотрите — здесь фотография автомобиля, государственный номер, а ниже текст, в котором все факты о собственнике машины и нарушении, которое допустил водитель, и размер штрафа.
… Знал бы собственник «тойоты-короллы», что уже где-то через сутки в его дверь постучит почтальон и попросит расписаться в получении заказного письма! Кстати, отвечать за нарушение придется именно ему — вся ответственность ложится на собственника. Подтвердить, что машиной управлял другой человек (например, по доверенности), может только тот самый человек.
Наверное, сотрудникам областного УГИБДД придется столкнуться еще со многими трудностями работы новой для нашего города системы. Например: что будет, если нарушитель не распишется в получении письма, и вообще всячески будет избегать встречи с почтальоном? В таких случаях, говорит Геннадий Дмитриевич, тюменские инспекторы могут положиться на опыт своих коллег из Татарстана или Перми. Там система «Одиссей» работает уже довольно давно.
— И очень успешно. За это время сбой случился только один раз — в Татарстане. Камера зафиксировала скорость больше ста километров в час. Однако в этом быстро разобрались и сняли все обвинения с водителя.
С нашими камерами такого не будет, уверены инспекторы. Самое главное — чтобы хватило бумаги для постановлений. За двенадцать часов первого дня работы «Одиссея» камеры зафиксировали 581 нарушение (!). И это только на шести объектах — по словам Геннадия Лоточкина, самых аварийно опасных. Это перекрестки улиц 50 лет ВЛКСМ и Мориса Тореза, Республики и Холодильной, 50 лет Октября и Одесской, а также улица Федюнинского, у дома 7, и Мельникайте, у дома 116.
Камеры есть и на Одесской, 1 6 — около главного здания УГИБДД.
Неужели нарушают и здесь? Eще как! На большом экране в центре обработки информации автоинспекции мелькают изображения разных автомобилей. Хорошо видно не только номера машин, но и лица водителей: кто-то курит, кто-то разговаривает по телефону, а кто-то — едет, не пристегнувшись. Кстати, если автомобилист нарушил скорост-ной режим или проехал на красный свет и камеры это зафиксировали, то он рискует поплатиться и за другие нарушения. Например, за этот самый непристегнутый ремень.
— Eсли на машине грязные государственные номера — водитель тоже понесет ответственность. Системе не составит труда разглядеть номер под грязью, но это нарушение правил, — говорит полковник Лоточкин.
Камеры «видят» номера не только под слоем грязи, но и через разные защитные сеточки. Не помеха для них и ночная тьма — «Одиссей» работает круглые сутки.
Вместе с ним круглосуточное и ежедневное дежурство будут нести инспекторы отдела по исполнению административного законодательства — всего пять человек. Они отслеживают все нарушения и получают на руки из принтера готовые постановления. Расписываются в них и складывают в конвертик. Адрес и имя получателя попадает ровно в прозрачное окошечко на этом конверте.
— Сейчас нам очень важно донести до водителей, что камеры — это не просто предмет устрашения, — говорит полковник Лоточкин, — но стремление обезопасить наши дороги. Свести те нарушения, которые ведут к трагедиям, к минимуму.
Сколько-то еще времени потребуется для того, чтобы городские автомобилисты свыклись с беспристрастными электронными инспекторами и, в идеале, подружились с ними? Пока об этом говорить рано. Принтеры, тихо шурша, один за одним выпускают листы с постановлениями: проехал на красный, превысил скорость на 20 километров в час.
***
фото: начальник областного УГИБДД Геннадий Лоточкин и журналисты в «центре слежения»; инспектор отдела по исполнению административного законодательства Мария Бойцова за работой; на мониторе — будущий протокол