X

  • 02 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 121
  • 5620

На апрельской реке

На самом деле, теплоход РТ-757 — по призванию вовсе не ледокол. А обязанность по весне вскрывать реку ото льда вменяется ему вроде как в дополнительную нагрузку.

Потому что у судоремонтного завода сейчас нет специализированных ледоколов, да они особо и не нужны: ведь с белым панцирем реки запросто справляется «тягач» весом в 400 тонн и с полутораметровой осадкой.

— Хотя против льда мы можем выходить, только когда его толщина не больше пятнадцати сантиметров, — задумчиво глядя на дрейфующие льдины, говорит Александр Федоренко, помощник механика. — Но сейчас он уже рыхлый, и если даже окажется чуть толще — это не страшно.

Экипаж РТ-757 ходит по рейду уже с середины марта. Обычно с этого времени речники начинают вызволять свои суда из «белого плена», но сами оказываются в плену реки почти до самого декабря. На теплоходе они находятся семь дней в неделю -без отгулов и выходных. Правда, пока теплоход не взял на буксир груженую баржу и не отправился в длительное плавание, у матросов есть возможность после своей смены спуститься на твердую землю.

ФОТО МИХАИЛА КАЛЯНОВА

— Вот только не всегда успеваем, — рассказывает первый штурман Михаил Зыков. — У нас и сейчас один моторист отдыхает после смены в каюте. Не пошел домой, потому что через несколько часов снова заступать.

Михаил Иванович ходит на судах уже 28 лет. Говорит, что жить на воде практически весь сезон уже привык, а во время отпуска (он по обыкновению зимой) по реке не то, что скучает, но вспоминает о ней довольно часто.

— Это по молодости, наверное, романтика какая-то была, — улыбается. — На воду очень тянуло. А сейчас все больше привычка.

ФОТО МИХАИЛА КАЛЯНОВА

… Из рубки по переговорному устройству Зыков передает на палубу: «Сейчас немного потолкаем». Это означает, что теплоход перед тем, как отправиться расчищать реку, слегка поможет остальным суднам. Подтолкнет их ближе к причалу — когда вода начинает прибывать, их относит от берега.

Для капитана и его команды эта работа, скорее, рутинная. Однако заряд бодрости дает немалый.

Пока первый штурман в темпе переключает рычаги управления дизелями, ребята — мотористы и помощник механика, перепрыгивают с палубы на палубу, отдают и «забирают» швартовые.

ФОТО МИХАИЛА КАЛЯНОВА

— А! Вон еще «ББ» стоит, ну, бункеровочная база то есть, — показывает Михаил Иванович на большое судно — подобие баржи, но только с большими цистернами на борту. — Сейчас мы ее припаркуем на место!

Из этих цистерн теплоходы заправляются топливом и маслом, вот и приходится толкать базу с места на место по всей акватории.

Кстати, одному теплоходу типа РТ-757 требуется, если он в пути, 2300 литров солярки в сутки. А максимальная загрузка топлива — 55 тонн.

ФОТО МИХАИЛА КАЛЯНОВА

Обычно этого хватает, чтобы дойти от Тюмени, например, до Харасавэйского месторождения. Такая дорога занимает около двадцати суток. В дальние рейсы, в отличие от ледокольных вылазок, собирается экипаж человек из девяти. Обязательно — капитан и штурман, чтобы могли заменять друг друга за штурвалом. Хотя штурвал — это образно. Eго роль в рубке теплохода выполняют рычаги рулевого управления. Кроме них, здесь еще очень много приборов. Из тех, что я оказалась в состоянии воспринять и запомнить, — эхолот (определитель глубины). Eще — компас, футляр которого я по наивности посчитала водолазным шлемом, да извинят меня матросы. Eще одним открытием сухопутного обывателя стал тот факт, что отмашка — это вовсе не активная жестикуляция человека, стоящего на палубе, а проблесковый маячок, при помощи которого суда подают друг другу сигналы. Например, завидел капитан теплоход, идущий навстречу, и через громкоговоритель договаривается с его штурманом о том, кто и с какой стороны будет проходить. В знак взаимного согласия капитаны и дают отмашку маячком.

ФОТО МИХАИЛА КАЛЯНОВА

— Но это — в крайнем случае. Обычно на воде действуют те же правила, что и на дороге, — говорит штурман Зыков. — Движение правостороннее.

Как и на дороге, у капитана судна могут попросить документы. Только вместо водительского удостоверения — рабочий диплом. А интересуются его наличием судоходные инспекторы.

Но это все о дальних рейсах. А пока экипаж РТ-757 еще только нащупывает маршрут будущих плаваний сквозь непрочный рыхлый лед. Теплоход уверенно разбивает тяжелым корпусом встречающиеся льдины и открывает воду — пусть еще холодную, но все-таки весеннюю.

***
фото: апрельская река и люди реки — Алексей Федоренко (вверху)…;апрельская река и люди реки — Алексей Федоренко (вверху)…;апрельская река и люди реки — Алексей Федоренко (вверху)…;апрельская река и люди реки — Алексей Федоренко (вверху)…;апрельская река и люди реки — Алексей Федоренко (вверху)…;…и Михаил Зыков

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта