X

  • 27 Август
  • 2024 года
  • № 92
  • 5591

Наша пластиковая реформа

У меня появилась транспортная карта, а вместе с ней и… психологический дискомфорт. Он выскакивает, как чертик из табакерки, в те несколько секунд, когда кондуктор вместо наличных денег видит в моих руках карту.

Одаривая пренебрежительным взглядом, кондуктор подносит электронное устройство, «пикает», и платеж уходит на счет частного извозчика. С этого момента я для нее — нежелательный пассажир. И я понимаю кондуктора: каждый «пик» может лишить ее заработной платы. Она получает процент от собранных денег и ей сложно понять, сколько она заработала, не видя наличных денег.

… Начальник городского управления по транспорту Сергей Галимов уверен, что если и есть негативное отношение кондукторов, то, скорее, не к пассажиру с картой, а к самой системе безналичной оплаты проезда. Он согласен: при электронной системе платежей кондуктор, в общем-то, не нужен. Валидатор (электронное устройство) можно разместить на поручне у дверей, и каждый входящий может самостоятельно заплатить. Такая система действует в Зеленограде, ее и называют «бескондукторной». Но Сергей Галимов против подобной новации в нашем городе. Говорит, что, с одной стороны, он видит плюсы (сбор средств увеличивается), а с другой — огромный минус: «задерживается пассажиропоток».

Большинство пассажиров — это пенсионеры. Статистика сообщает: около 331 тысячи транспортных карт находится у жителей Тюмени (пенсионеров и льготников). Более 18 тысяч — у трудоспособных граждан. Из них в активном обороте — лишь семь-восемь тысяч карт.

Популярность безналичного расчета растет: сто тысяч транспортных карт находится в продаже, и их регулярно приобретают. Пользоваться этой вещицей удобно и экономно. Плата за проезд увеличится в Тюмени с 1 июня до 18 рублей. Однако по транспортной карте можно будет платить те же 14. Идеологи реформы надеются, что экономия станет хорошим стимулом для приобретения карт населением. Стоит она 50 рублей и продается в киосках Роспечати.

Городские власти тариф рассчитывали долго. По словам Сергея Галимова, цена правомочна, она прошла экспертизу в департаменте ценовой политики. Он признался, что первоначально стоимость проезда планировалось увеличить до 15 рублей, но, цитирую: «для обеспечения доступности населению сделали 14 рублей».

… Совсем скоро оплата проезда на автобусах и в маршрутных такси сравняется. Но не станет единой для пассажиров. Для пенсионеров стоимость проезда в «маршрутке» не изменится, в автобусе они по-прежнему будут ездить бесплатно.

Если владельцев маршрутных такси обязать пользоваться валидатором, то им так же, как и «автобусникам», придется перейти на безналичный расчет.

Если владельцам «маршруток» станет невыгодно переходить на безналичную оплату, то даже в часы пик будет проблематично передвигаться по городу. Зато пенсионеры и льготники будут ездить по карте бесплатно. Как уверяет Сергей Галимов, с частными перевозчиками «диалог идет», и у них разное отношение к транспортной реформе:

— Они сами должны закупать «считыватель», он стоит порядка восьмисот долларов. Частным перевозчикам должно быть выгодно их приобретать. Но им надо объяснить, почему. И мы это делаем.

Транспортная карта должна легализовать денежные потоки. Сергей Галимов утверждает, что налоги в бюджет от общественного транспорта увеличатся. Впрочем, безналичная система оплаты проезда позволит четко представлять и экономичность маршрутов.

— Общественный транспорт должен работать с шести до 24 часов, но эти условия не соблюдаются, — констатирует Галимов то, что уже долгое время раздражает припозднившихся горожан. — Кроме как на такси, добраться до дома после 21 часа практически невозможно.

… Пока владельцев «маршруток» убеждают в прибыльности их бизнеса, те, кто имеет автобусы, выдвигают свои контраргументы. Кстати, расчеты одной автобусной поездки, представленные в мэрию частными перевозчиками, впечатляют: 24 рубля 48 копеек!

Амортизационное обслуживание машин растет вместе с их возрастом. В среднем 26 лет «дребезжат» по дорогам города «маны» и «мерседесы». Недавно муниципалитет приобрел два автобуса «маз» из Белоруссии. Сергей Галимов поделился планами закупить еще 150 автобусов. Он надеется, что расходы возьмут на свои плечи частники. Хотя не исключает, что городской бюджет поможет: либо субсидиями, либо займами, либо иной формой поддержки.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта