В нашей школе полно «незнакомцев»
Дети проводят в школе по пять-шесть часов ежедневно. Но через 10 лет обучения многие так и остаются «нераскрытыми».
Общероссийская статистика, которая применима и к Тюмени, говорит, что менее 50% одаренных детей выявляют свои таланты на школьном уровне. Остальные узнают о своих способностях гораздо позже, и зачастую случайно. В них просыпаются лидерские, организаторские, предпринимательские способности. Они идут в науку, искусство, увлекаются творчеством… А в школе были тихони, сидели молча на задней парте или, наоборот, считались «оболтусами», которые всех тормошили, мешали вести уроки и не вписывались в общую послушную массу.
Отчего происходят такие метаморфозы и почему девочки и мальчики, несмотря на разнообразие реформ образования, так плохо раскрываются в школе?
2010-й объявлен Годом учителя, и самое время попытаться найти ответ на этот вопрос. Хотя, считает Павел Креков, директор городского департамента образования, стратегические точки развития и так ясны. Больше внимания надо уделять индивидуальной работе. С будущими учителями, с одаренными детьми и с потенциально одаренными, которых в школе — большинство.
Такой «точечный» подход принес в Тюмени свои плоды, когда в зоне особого внимания оказались дети из группы риска. С ними начали так плотно работать, что даже у самых «трудных» повысилась успеваемость, увеличилась внеурочная занятость и, как следствие, уменьшилось число второгодников, сократилась подростковая преступность. Если так же начать работать с остальными…
К пилотным проектам Тюменской области не привыкать, почему бы снова не попробовать быть первыми? Например, предложить свой вариант привлечения в школу молодых талантливых учителей. В прошлом году в Тюмени создали «пилотную группу» из старшекурсников вузов и педучилищ. Из них будут готовить новое поколение руководителей сферы образования, в том числе завучей и директоров школ. Попавшим в школьную элиту обещают выплачивать подъемные, предоставлять жилье (для начала — место в общежитии) или выделять средства на оплату съемной квартиры, оказывать консультативную поддержку при оформлении ипотечных кредитов и разработке грантовых программ. И самое главное — им обеспечат достаточно высокую зарплату (до 18 тысяч рублей в месяц).
В этом году в целевой набор молодых специалистов попадут 30 выпускников пединститутов и университетов. Интересно, что половина из них — мужчины. Павел Креков надеется, что «пилотная группа» поможет отчасти решить и гендерный школьный вопрос.
Вторым важнейшим направлением, после обновления учительских кадров, директор департамента считает работу с одаренными детьми. Пока, по его словам, она ведется «разрозненно и не систематично». Как результат — наши ученические таланты неплохо выглядят на областном уровне, но совершенно «никак» на федеральном и, тем более, международном. Надо, с одной стороны, создавать банк данных по талантливым детям, а с другой, активнее искать их среди всех остальных. «Фактически, работать с одаренными — значит, работать с большинством детей», — признался Павел Креков. Талант надо найти в общей массе, вырастить его, отшлифовать…
На новый уровень развития должна, по мнению Крекова, выйти в этом году и воспитательная работа. Как ни крути, учитель в школе — не преподаватель вуза. На него ложится большая воспитательная нагрузка. От его педагогического дара во многом зависят успехи учеников. Ведь не ЕГЭ же единым…
Конечно, можно оценивать качество работы учителя только по результатам единого госэкзамена (а они, кстати, в прошлом году были в Тюмени неплохие и в этом ожидаются не хуже), но воспитательный критерий, возможно, даже важнее образовательного. Он трудно измерим в цифрах (за исключением количества совершенных учащимися правонарушений), но эффект его воздействия дольше, а цена ошибки — дороже.
Создание благоприятного психологического климата, считает Павел Креков, является одним из основных направлений в развитии школьных здоровьесберегающих технологий. Дополнительные уроки физкультуры, улучшение питания, походы в бассейн, выезд всем классом на турбазу — это хорошо, но есть и более значимые для ребенка «мелочи». Особенно они важны в начальной школе, когда формируются не только многие умения и навыки, но и отношение к себе, к коллективу.
Кстати, учитель начальных классов — сейчас самая востребованная и дефицитная специальность. Нехватка преподавателей начального звена сегодня даже острее, чем учителей музыки, ИЗО и физкультуры. На следующий год будет 240 потенциальных вакансий (правда, есть надежда, что к сентябрю их станет меньше).
Выявлять способности детей надо начинать как можно раньше, полагает Павел Креков. Таково требование времени. Если вспомнить об этом только в старших классах, когда проводятся предметные олимпиады, то время будет упущено. И снова учитель литературы окажется последним, кто узнает, что его ученик давно уже пишет стихи…