X

  • 26 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 131
  • 5630

Еще одна история от старого моряка

Василий Степанович Зольников уже был героем на страницах нашей газеты. В 2007 году он принес в редакцию альбом, в котором, начиная со службы на флоте, собирал стихи, рисунки, высказывания знаменитых людей… Но оказалось, это еще не все истории старого моряка.

… В старом доме на краю улицы Дзержинского затеян ремонт. Но комнаты Василия Степановича он еще не коснулся. В ней все, как тридцать-сорок лет назад. Старый шкаф, инструменты, масса всяких гаечек и шурупов. А на телевизоре — папка с пожелтевшими листами: удостоверения на рационализаторские предложения.

Вот, к примеру, удостоверение N 212 — выдано на установку для резки листового шифера. Или вот еще одно — станок для резки асбоцементных труб диаметром 100 мм. Изменение конструкции устройства для резки свай. Новое безмонтажное перемещение крана «Пионер».

От этих листов веет романтикой Стругацких, их знаменитого НИИ Чародейства и Волшебства, где работа не прекращалась ни на минуту, потому что это — образ жизни.

— Прилетел как-то из отпуска из Еревана, прихожу домой, смотрю — во дворе крутится главный механик. Так, мол, и так — надо начинать малую механизацию, помогать рабочим придумывать станки и механизмы. Это сейчас все прилавки завалены всякими приспособлениями, а тогда даже прямые гвозди сложно было найти в магазине, приходилось выпрямлять, — вспоминает Василий Степанович. — Начинал я с согнутым метром в кармане и кусочком мела. Взял себе помощника. За полтора года сделали больше 50 работ. А 14 марта 1973 года в гостинице «Восток» на третьем этаже прошла наша выставка… Ни разу в жизни не видел, чтобы народ столько времени не расходился!

На следующий день после выставки вышел приказ: организовать в Тюмени участок малой механизации численностью в двадцать человек. Василий Степанович остался в нем простым слесарем.

Зольников говорит, что никогда не делал предварительных чертежей. Придумывал приспособление в голове, собирал и только потом устранял недоделки — убирал лишнее или добавлял необходимые детали.

— Чего только мы ни придумывали! Швеллера, с помощью которых скрепляли стекла антипинских теплиц. Пресс-ножницы. Их я вообще смастерил из сломанных слесарных тисков, которые валялись в мехмастерской, — смеется рационализатор. — Новый способ пробивки отверстий в стенах для прокладки кабеля. Понадобились-то верхняя часть от дрели да еще пара пустяков, а работать стало намного безопаснее!

Сейчас на заводах выпускают специальные панели, в которых отверстия для проводов и кабелей уже предусмотрены. Да и многие другие рационализаторские нововведения, наверняка, давно устарели.

— Так может, сейчас уже и не нужна малая механизация?

— Наше управление в Сургуте продолжает работать. Значит, нужна, — улыбается Зольников.

Сын и внук Василия Степановича пошли в отца. Занялись ремонтом техники и автомобилей. Все-таки яблоко от яблони недалеко падает.

— Я внуку говорю, ты иди в институт учиться! Это я с пятью классами образования работал, а сейчас будь ты хоть семи пядей во лбу, неучем будешь — ничего не добьешься, — говорит Василий Степанович.

Сам он закончил пять классов в сельской школе в деревне Золь-никово близ Тобольска. Мать была неграмотной, а отец погиб на войне.

— Василий Степанович, а вечный двигатель можно создать?

— Ну, это вопрос не ко мне. А вообще-то, ничего вечного на свете не бывает.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта