Кто управляет вашей собственностью?
Помните детский стих: «А у нас в квартире газ, а у вас? А у нас водопровод, вот!»
Строчки навеяны состязательностью председателей управляющих компаний и ТСЖ, которую они демонстрировали на заседании пресс-клуба «КВ» — диалоги о недвижимости». Кто лучше обслуживает жилой фонд и выстраивает взаимоотношения с собственниками квартир? Какие оптимальные варианты управления жилым фондом существуют? Застройщики нахваливали собственные УК и ТСЖ, те, в свою очередь, делали ответный реверанс. Самого главного эксперта — собственника квартиры — не пригласили.
Тема беседы: «Коммуналка» тюменских новостроек: кто управляет, и за что платим?». Комплименты получила сложившаяся модель — создание застройщиком управляющей компании. Представители строительных компаний «Партнер Инвест», «Даудель» и других в один голос уверяли: на рынке намерены быть долго, а значит, для дальнейших продаж им нужна репутация. Ее создают новоселы, которым должно быть комфортно в своих квартирах. А кому можно доверить обслуживание дорогих жильцов? Только собственной управляющей компании. Такие есть в 3-м Заречном, в микрорайонах «Даудель», «Тура», «Восточный-2» и «Тюменский-2». Цель у всех одна — повышать качество обслуживания и снижать затраты. Подходы — разные.
Заместитель генерального директора ТДСК Петр Щепелин вспоминал:
— Когда восемь лет назад объявили о реформе ЖКХ, в городе было с десяток обслуживающих фирм. Сегодня — 78 компаний. У нас тоже есть дочернее предприятие, которое обслуживает наши дома. Выгода налицо: еженедельно на планерке мы собираемся и решаем текущие вопросы. Грех не помочь своим техникой — снег, например, убирали. Но самое главное — конфликта интересов нет. Счетчики воды и электричества стоят на каждом доме. В этом году их попробуем установить и в квартирах… Пытаемся уйти от «долевок», будем продавать только готовые квартиры. Чтобы человек вселился и сразу заключил договор на обслуживание с управляющей компанией.
… В 3-м Заречном микрорайоне счетчики в квартирах есть. Сотрудники УК «Комфортный дом» с жильцами подружились: свидетельство тому — блины, которыми угощали жильцы на Масленицу. Андрей Панасюк, директор по маркетингу и продажам компании «Партнер Инвест», уверен, что дворовые праздники сплачивают. Согласна, если дворники качественно убирают территорию, вовремя вывозят мусор, если детям есть где поиграть, а лифт работает. Но огромная лужа в неглубоком котловане вряд ли способствует приятным прогулкам во дворе домов 78 и 82 по улице Пермякова. Заместитель руководителя управы Восточного округа Артем Правдин отметил, что жалобы людей касаются отсутствия инфраструктуры, благоустройства территории:
— Между 3-м и 4-м Тюменскими микрорайонами воду из лужи мы периодически откачиваем…
Застройщик названных микрорайонов Петр Щепелин принял «удар» на себя:
— Этот участок земли нам не принадлежит.
… К снижению платы за обслуживание приходят разными путями. Так, компания «Даудель-Сервис» добилась экономии за полгода в среднем на 20 процентов по теплу и воде. Под лозунгом «Важно, ни кто управляет, а как» они перевели систему расчетов в формат «владелец квартиры — поставщик». Посредник в этой цепочке отсутствует, деньги перечисляют через ТРИЦ, в основном, по Интернету. Если человек в квартире не живет, то за коммунальные услуги не платит.
У управляющей компании появился стимул зарабатывать деньги на местах общего пользования: 20 тысяч квадратных метров территории обслуживают всего три дворника. Существуют договоры и на другие виды услуг.
… Тандем «ЖБИ-3» и товарищество собственников жилья «Озерная» довольны друг другом, и вот почему. Председатель ТСЖ Людмила Макеева с 2000 года принимает дома ЖБИ-3 на обслуживание. Поначалу случалось всякое, даже козырек над подъездом однажды упал под ноги жильцам под тяжестью снега… Теперь же, по словам Людмилы Макеевой, нареканий по качеству нет, даже пандусы везде соорудили, а козырьки стали укреплять.
Всего в это ТСЖ входят десять новостроек и пять домов постарше. Думают переходить на более серьезный уровень — создавать управляющую компанию. Идею поддержал начальник отдела по организации новых форм управления жилищным фондом городского департамента ЖКХ Дмитрий Труфанов. К тому же он оказался подопечным этого товарищества. Людмиле Макеевой повезло с таким собственником квартиры, впрочем, как остальным жильцам.
По долгу службы Труфанов обучает председателей тонкостям управления. Нареканий на непрофессионализм председателей ТСЖ от населения поступает множество: не считают нужным общаться и отчитываться перед жильцами. Департамент эту проблему решил административным давлением: до 20 апреля обязал все УК и ТСЖ предоставить план проведения собраний для отчета перед жителями. Городской депутат Николай Романов не раз поднимал эту проблему на заседаниях постоянной комиссии по ЖКХ:
— Люди не знают, за что они платят. Не могут добиться информации от своей обслуживающей компании. Поэтому правильно, что обязали всех отчитаться.
… Романов, хоть и опытный человек в сфере жилищно-коммунального хозяйства, много лет руководил этим направлением в администрации города, но сейчас сам не знает, что посоветовать жильцам микрорайона «Югра» (тот находится в его избирательном округе N 29). Жилых домов там много, но жильцов мало: всего процентов 20 квартир заселено. Остальные собственники — северяне. ТСЖ этим пользуется: всю зиму не убирали двор, отключали отопление в квартирах. Воздействовать на ТСЖ сложно: чтобы сменить председателя, нужен кворум, а его нет. Люди идут к депутату.
Не полностью заселенные дома — не редкость в городе. «ЖБИ-3» продало квартиры государству: они стоят пустыми уже год — идет оформление в собственность. А за ними нужно присматривать и оплачивать содержание мест общего пользования.
Спасает то, что председатель ТСЖ и застройщик — ответственные: на кошельке других жильцов отсутствие соседей не сказывается. Поэтому, покупая квартиру, поспрашивайте старожилов: какие у них взаимоотношения с председателем товарищества или управляющей компанией? Это тоже важно.
***
фото: современное оборудование в новостройках