X

  • 28 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 132
  • 5631

Письмо из 9 мая 1945 года

Как ему в руки попало это письмо, Сидоркин не помнит.

— То ли купил у кого-то, то ли выменял, — пожимает он плечами. — Давно это было, всего не упомнишь!

Тюменец Василий Николаевич Сидоркин много лет коллекционирует предметы, связанные с Великой Отечественной войной. В основном, это бумаги. И письмо Клавдии Кузнецовой, датированное 9-м мая 1945 года, о котором идет речь, хранится у него несколько лет.

Бумага сложена фронтовым треугольником. На внешней стороне — адрес и имя получателя, Сергея Кузнецова. Ниже — обратный адрес: Воронежская область. Несколько штампов, марка.

Внутри — не больше полутора десятков предложений, написанных торопливым, но разборчивым женским почерком.

«Сережа! Мама! Здравствуйте! Поздравляю Вас, мои дорогие, любимые, с ПОБEДОЙ! Наконец-то мы дождались этого слова, сколько радости — словами не передать».

Вот они, строки от человека, который дождался окончания войны — живые, искренние, простые. Звучавшие тогда впервые.

… Война разлучала родных людей, разбрасывала не только по городам — по странам. Уродовала судьбы. Нет ничего странного в том, что автор письма Клавдия оказалась так далеко от дома и семьи. И не удивительно, что без семейной драмы в письме не обошлось. Она читается и явно, и между строк.

«Вот в этот радостный день восторг, радость сменяют слезы — никогда мне больше не увидеть своего родного и любимого брата. И ты еще молчишь, знаешь прекрасно, Сережа, какая я, мне не стыдно радоваться в этот день, моего труда много, и есть чем вспомнить годы Отечественной войны. Производство стояло и стоит в первую очередь».

Это «первое место — производству» четко рисует такую картину: прибежав со смены домой, даже не поев и не отдохнув, Клавдия наскоро пишет эти строки на листе в клеточку. И заканчивает письмо такими словами: «Больше ничего не могу писать, слезы душат, лучше убегу снова на работу.»

Почему она уехала в Воронежскую область? Была мобилизована на оборонное производство? Между семьей и работой (все для фронта, все для победы!) выбрала последнюю, обидела родственников? Что мешало ей вернуться в Тюмень? И почему она так мало знает о своей семье — давно не писали друг другу? Кто такой Сергей — муж? Как звали, вероятно, погибшего на войне брата, которого оплакивает Клавдия?

На эти вопросы пока некому ответить. Но меня не покидает чувство, что День Победы стал переломным не только в судьбе страны, но и в судьбе этой женщины. Возможно, именно в этот день она, наконец, решилась написать родным после нескольких лет молчания. А скольких людей известие о победе подвигло начать поиски родных людей и друзей, которых за четыре года разбросало по стране и миру!

Получил ли Сергей полное слез радости и, одновременно, грусти послание? А вдруг Кузнецовы в то время сменили адрес или уехали из Тюмени? Как говорилось выше, война разлучала.

Василий Сидоркин готов отдать письмо из прошлого родственникам Кузнецовых, если они найдутся. Все-таки реликвия должна храниться в семье. Вот только Кузнецовы — самая распространенная в России фамилия, и, наверное, догадаться, что именно о вашей семье идет речь, трудно.

Но хранитель письма все равно надеется, что найдутся те, кому эта реликвия должна принадлежать.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта