X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Лампочка Ильича или лампа Аладдина?

С момента начала реализации государственной программы энергосбережения и энергоэффективности прошло почти полгода.

Принят соответствующий федеральный закон. Внесены изменения в законодательные акты, определены полномочия уровней власти. Началась конкретная работа на местах. Но как только высокая идея коснулась «земли», нужды экономики вступили в противоречие с интересами бизнеса, а те, в свою очередь, — с потребностями и возможностями граждан.

Только-только люди начали привыкать к мысли о том, что все старые, но еще рабочие лампочки накаливания пора выбрасывать на свалку и вместо них, понятных, привычных и дешевых, покупать «какие-то энергоэффективные» (странные на вид, загорающиеся с запозданием и в десять раз дороже), как в конце марта государственная комиссия по модернизации экономики предложила… сменить приоритеты. Вместо постепенного перехода от нынешних ламп накаливания к компактным люминесцентным сделать резкий скачок в сторону светодиодов. Министерствам и ведомствам дано указание до 1 июня 2010 года подготовить свои рекомендации «по развитию производств и ускоренного распространения светодиодных источников освещения».

Светодиоды, действительно, считаются самыми эффективными из энергосберегающих источников освещения. Такую лампочку называют «практически вечной». Срок ее службы — 50 тысяч часов, что в 30 раз больше, чем у обычной, а потребление электроэнергии в 10 раз ниже, чем у лампы накаливания. Люминесцентные лампочки до такого рекорда не дотягивают.

Но есть у энергоэффективного чуда два «но».

Первое — дороговизна. Если лампа накаливания стоит 1020 рублей, энергосберегающая — от 100 до 250, то самая дешевая бытовая светодиодная обойдется в полторы-две тысячи рублей. Как соотнести эту стоимость с реальным уровнем жизни? На такие затраты с трудом решится семья со средним достатком, что уж говорить про пенсионеров! Поменять разом все лампочки на светодиоды даже в одной-единственной комнате нереально. В люстрах, как правило, по три-пять рожков — так что же, вкладывать четыре-пять тысяч рублей в то, что и половины не стоит (китайский потолочный плафон, например, можно купить и за 600 рублей)?

Всего же в среднестатистической квартире, как показывает опыт, набирается не менее 10-15 лампочек. Какие доводы могут подвигнуть нас на то, чтобы потратить тысяч двадцать на одни лампочки? Виртуальная «вечная» экономия? Но на эти деньги можно купить хороший холодильник, стиральную машину или пылесос — технику, которая действительно поможет в быту.

Кроме того, против применения светодиодов возражает… Роспотребнадзор. До сих пор считалось, что направленный тип освещения негативно влияет на здоровье. Впрочем, по мнению производителей, САНПиН можно и изменить. Ожидается, что в ближайшее время в этот документ будут внесены поправки, разрешающие применение светодиодного освещения в общественных местах. (Что по этому поводу думает медицина, пока неведомо).

Не означает ли это, что нас в очередной раз призывают «прежде думать о родине, а потом о себе»? Когда-то мы это уже проходили…

Со стоимостью светодиодных ламп — чуть проще. Со временем она будет постепенно снижаться. Как только заработают и выйдут на полную мощность новые российские ламповые заводы. Обещают, что первое отечественное производство светодиодов должно заработать в этом году. Оно сможет производить в год 1,5 миллиарда диодов в год, что составляет около 10% потребностей страны. До изобилия — далеко, поэтому и снижение цен ожидается не раньше 2013 года. Сложнее будет со здоровьем. Как тут доказать, кто прав, кто виноват…

Правда, у тех, кто еще верит теоретическим выкладкам, есть утешение. Производители приводят расчеты: светодиодная лампа стоит 1000-1500 рублей, лампа накаливания за год съедает электричества примерно на эту же сумму. Вывод: светодиодная экономичнее и окупится примерно за полтора года. Желающие могут проверить.

Пока же все посулы большой экономии не находят прямых подтверждений. Вот несколько известных примеров. В начале года фирма «Энергосбертех» решила провести показательные социальные акции.

В январе электрики пришли в квартиру тюменского пенсионера Валентина Коркунова и обещали заменить в квартире все лампочки накаливания на энергосберегающие (в «трешке» их оказалось 26). Через месяц «социальным» объектом выбрали многодетную семью, где надо было поменять 18 лампочек. Акции раскрутили в СМИ, но… Пенсионер почти три месяца ждал исполнения обещанного и до сих пор не знает, есть ли какой от этих лампочек толк (впрочем, снижение оплаты «процентов на десять» он все же заметил). А многодетная семья оказалась вовсе не бедной и совсем не многодетной.

За «социальным» энергосберегающим контекстом слишком откровенно и призывно торчат уши бизнеса. Высокое стремление к экономии, к тому, чтобы страна не грела впустую воздух, взяли на вооружение, прежде всего, продавцы этого вида товаров. Количество фирм и магазинов, предлагающих энергосберегающую продукцию, растет в геометрической прогрессии. Бизнес поймал струю и быстро переориентировался. Не упускают свои интересы и производители. Например, известному российскому миллиардеру Михаилу Прохорову и его группе «Онэксим» принадлежит уже более 50% акций первого отечественного предприятия по производству светодиодов. Для сравнения, у федерального «Роснано» в руках только 17%.

Конечно, без поддержки бизнеса программу энергоэффективности не вытянуть. Для ее внедрения требуются огромные вложения. Смущает только то, что три главных вектора движения — три группы интересов пока не сопрягаются и не совпадают. Высокие порывы государства плохо совмещаются с земными возможностями граждан, которые, собственно говоря, и вытягивают страну из властных экспериментов. А бизнес, подобно крыловской щуке, всегда тянет туда, где лучше. Ему, естественно.

Кстати, однажды механики превратили басню «Лебедь, рак и щука» в действующую модель. Знаете, телега все-таки начала двигаться…

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта