На связи с погодой
Атмосферные и небесные явления по-гречески звучат как «метеорос». От такого красивого слова получила cвое имя профессия.
Каждые три часа, круглые сутки, семь дней в неделю, метеорологи всего мира в одно и то же время выходят на свежий воздух. Град ли, стужа, гром и молния — «матч состоится при любой погоде», как говорят футболисты. Восемь раз в сутки синоптики снимают показания приборов, чтобы мы знали, какая сейчас погода. Данные из Ишима, Тобольска, Ялуторовска и других больших и маленьких населенных пунктов стекаются в Тюмень, откуда они передаются в Обь-Иртышское управление в Омске.
Но даже если в прогнозе вы увидели «ясно», оставили дома зонтик и промокли до нитки, не вздумайте обвинять в этом метеорологов. Они не анализируют данные и не составляют прогнозов, а только собирают информацию. Каждые три часа, круглые сутки, семь дней в неделю…
Гендерный признак
Рабочее место Нины Солдатовой располагается в уютном домике с печкой в поселке Московский. Это местечко выглядело бы обычным, если бы не компьютер и диковинные приборы со сложными названиями. Можно сказать, здесь рождаются летописи погоды, здесь же они и хранятся в специальной тетрадке. Непосвященным сложно что-либо понять в бесконечных колонках цифр.
Когда-то Нина Ивановна окончила Московский гидрометеорологический техникум. И вот уже сорок лет работает на маленькой метеостанции, которой первого октября «стукнет» шестьдесят.
Нина Ивановна говорит, что в годы Великой Отечественной эту непростую профессию осваивали, в основном, мужчины. Да и сейчас на отдаленных северных станциях их гораздо больше, чем женщин.
Но здесь единственный «работник» мужского пола… кот Васька, между прочим, настоящий помощник.
— А кто ж, если не он, мышей ловить будет? — смеется метеоролог.
Пока мы гостили в домике, Васька успел куда-то убежать: дел у него много.
Полет по приборам
Когда-то данные о погоде передавали по телеграфу — точка-тиретире, и на другом конце провода уже понятно, метель в Тюмени, град или палящее солнце… Затем на смену телеграфу пришел телефон. Но прогресс не стоит на месте — теперь данные отправляют специальным цифровым кодом по Интернету. Только измерительные приборы остаются прежними, а значит, сама суть работы метеорологов не слишком меняется.
Выходим с начальником отдела наблюдений из одноэтажной «деревяшки», и Солдатова проводит для нас экскурсию по своим владениям.
— Только идите аккуратно прямо за мной по тропинке! Шаг в сторону — провалитесь по пояс.
Снежный покров к концу зимы в этом году составил полметра — это в два раза больше, чем год назад. Поэтому, чтобы ходить по стандартному маршруту, у метеорологов есть не только валенки, но и широкие лесные лыжи. Сделав случайно шаг с утоптанной тропки, я, и правда, «ушел» в глубокий снег.
Зато для Нины Ивановны это родная стихия. От одного прибора к другому она может ходить практически с закрытыми глазами. А приборов много. Осадкомер — смешной цилиндр с носиком, похожий на чайник. Анеморумбометр (по-простому флюгер) — он позволяет определить направление и скорость ветра. Несколько термометров — на поверхности почвы и на разной глубине — cледят за степенью промерзания почвы. А нашего фотографа Вику очаровал гелиограф — маленький стеклянный шарик, с помощью которого можно вычислить продолжительность солнечного сияния. Какой длины дырку он прожжет лучом на бумаге — столько в этот день и было солнца.
Приметные вехи
«Мне думается, что из всего глупейшего, раздражающего вздора, которым забивают нам голову, едва ли не самое гнусное — это мошенничество, обычно называемое предсказанием погоды. На сегодняшний день нам обещают точнехонько то, что происходило вчера или позавчера, и прямо противоположное тому, что произойдет сегодня». Так больше века назад писал Джером Клапка Джером в повести «Трое в лодке, не считая собаки». С тех пор методики изучения климата и составления прогнозов сильно изменились. Самый точный прогноз можно узнать на «Регионе-Тюмени» — туда доставляют самые свежие и правильные данные прямо с метеостанции. А вот интернетовским прогнозам синоптики доверять не советуют — кто их знает, откуда там данные берутся?
В приметы Нина Солдатова тоже не верит. Единственная правдивая — если 14 марта день холодный, то весна будет затяжной. В Тюмени день Евдокии выдался холодным… А еще в этом году зафиксированы самые продолжительные за 60 лет морозы.
Зато метеоролог с многолетним стажем по сей день боится грозы! Однажды ей пришлось снимать показания приборов, когда вокруг били молнии, а над головой грохотал гром. Такое забыть невозможно.
***
фото: Нина Солдатова (слева) уже сорок лет работает на метеостанции в Московском;техник-метеоролог Надежда Самойлова с котом Васькой;в этом маленьком домике «делают погоду»