Спорный претендент на премию «Русский Букер»
Денис Соболев. Роман «Иерусалим». «Феникс», 2005.
Когда книга «Иерусалим» попала в шестерку лучших романов 2006 года, по мнению жюри премии «Русский Букер», литературные критики взбунтовались.
Причем, разделились при этом на два лагеря. Одни книгу обличали. Говорили, что «Иерусалим» нельзя было рассматривать как претендента на получение премии уже только потому, что на самом деле это не роман, а сборник из семи новелл. И тот факт, что в последней персонажи шести предыдущих встречаются, сути не меняет и статус романа не оправдывает.
Смутило критиков и то, что имя Дениса Соболева нигде ранее не звучало. Появление романа прошло практически не замеченным, в компанию раскупаемых книгхитов он не попал. Нет спроса — значит, книга плоха. Были обвинения в дилетантстве и подражательстве великим писателям, например, Борхесу.
Другой лагерь критиков отстаивал достоинства книги. На обвинения в «сборнике новелл» отвечали, что подобный прецедент в Букере уже имел место несколько лет назад, когда в шорт-лист попал сборник рассказов писателя Юрия Буйды «Прусская невеста». Отсутствие романа на книжных полках магазинов под вывеской «Лидеры продаж» их тоже не смутило. Не всегда вкусы широкой аудитории совпадают с мнением серьезных литературоведов. Чаще всего, бывает как раз наоборот.
А что до дилетантства, то Соболев в своих интервью и не претендует на звание признанного мастера прозы. Благо, что после «Букера» у молодого писателя не брал интервью только ленивый.
Но, конечно, составить собственное мнение о спорном романе можно только прочитав его.
Я склонна согласиться с тем, что «Иерусалим» — это настоящий роман, хотя и с причудливой композицией. Хотя бы потому, что главный герой в нем — это сам город. Это он живет своей жизнью, меняется, населяется людьми (которые у Соболева грустные, одинокие и неприкаянные), духами, призраками зданий, ветрами ночной пустыни. А персонажи — только проводники, дорожки от города к читателю.
Но если мужские персонажи у Соболева лиричны, умны и трагично одиноки, то женские — не слишком симпатичны. В основном, они глупы и эгоистичны. Выполняют, скорее, роль раздражителя мужчины-героя, чем его спутницы или самостоятельного персонажа. Исключение составляет разве что мифическая Лилит — то ли ангел, то ли демон, — которую один из героев может видеть. Но их потусторонние отношения вряд ли можно назвать человеческими.
Роман, безусловно, мистический. Он наполнен демонами, ангелами, фольклором, сведениями о наведении порчи, магией и всем тем, во что можно верить, а можно и не верить. Но соболевские персонажи попросту живут среди этих существ и явлений.
Впрочем, в книге есть и все то, что составляет повседневную, не мистическую жизнь. Компьютерные игры, телевидение, шопинг, эмиграция, поиски работы… Это не позволяет повествованию превратиться в сказку окончательно.
Книга даже могла бы стать модной, учитывая сегодняшнюю массовую популярность литературы о вампирах и демонах. Однако для этого не хватило простоты сюжета и языка.
Между тем, ценители литературы отметят этот самобытный язык и стиль изложения — тонкий, с лирическим началом. У автора есть свой небанальный взгляд на мир и на свой город Иерусалим, о котором написано уже так много разных книг, среди которых есть и очень хорошие.