Зачем изобрели автомобиль?
Средний автомобиль весит тонну. Средний человек 70 килограммов (из статистики).
В свое время пешеходы сделали очень большую ошибку. Они изобрели автомобиль. А теперь, как уже не раз бывало в истории, автомобиль превратился в одного из самых опасных врагов человека. И в первую очередь — своего творца, человека. По статистике за год на земном шаре от бензиновых чудищ погибает больше людей, чем при взрыве первой атомной бомбы.
Возможно, во всем виновато весеннее обострение, но нельзя не заметить — человек, садясь за руль, перестает быть человеком. И только что вылупившийся из автошколы любитель. И профессионал, за плечами которого десятки лет за баранкой. И субтильная девица, что только что скромно выступала по тротуару… Но стоит им сесть в машину, как в них будто вселяется бес.
Профессионал «размазывает» школьницу по бордюру. Офицер милиции на улочке, где и разогнаться нельзя, сносит столб и калечит своих пассажирок… Это только из недавнего.
Миллионы слов потрачены на объяснения, оправдания и даже обвинения, разумеется, — пешеходов. Мне думается, что причина не в плохих дорожных условиях — за мои полвека за рулем приходилось ездить по всяким дорогам и без дорог. Утверждаю, что качество дорог шло в ногу с развитием автотранспорта. Причина не в переполненности городов. Причина в том, что водитель просто перестал замечать в пешеходе человека. Он не видит человека. А видит нечто досадное, мельтешащее. Путающееся у него под ногами, пардон, колесами. И вообще неизвестно зачем существующее на его, водителя, пути — обладателя прекрасного мощного зверя в лакированном кожухе, стремительного покорителя пространства.
Резковато? А вы послушайте водителей, особенно молодых, особенно тех, кто за рулем всего два или три года, которым кажется, что это про них сложена песня: «Мы покоряем пространство и время!»
Мне вспоминается давняя история о том, как тренер футбольной команды пришел к президенту академии наук Келдышу просить за спортсмена, который сбил насмерть на московской улице какого-то ученого старичка, профессора математики. Келдыш подвел тренера к окну и показал на футбольное поле, где мальчишки гоняли мяч: вон их сколько. А погибший был уникальным математиком, и таких в стране больше нет.
Года два назад на пешеходном переходе в Москве был убит прекрасный поэт и музыкант Борис Вахнюк. Я хорошо его знал. Десятки замечательных песен о людях, обустраивающих Сибирь, написаны им. Но тонкий гармонический мир, существовавший в мозгу Бориса, вдруг остановился и исчез. Всего один удар.
Постойте пять или десять минут на любом городском перекрестке. Машины рвутся налево и направо. Торопятся по неотложным делам. Буквально расталкивая пешеходов, которые тоже идут на свой, как будто бы спасительный зеленый сигнал. В последнее время, говорят в автоинспекции, нарушения правил проезда перекрестков стали массовыми.
— Эти мне пешеходы, — иронически цедит молодая красавица и еще более молодая автомобилистка, с которой я разговариваю об этой проблеме.
Готов поспорить: пешеходы большая и, безусловно, лучшая часть человечества. Ведь именно они когда-то изобрели автомобиль.
***
фото: На бойком перекрестке.