X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Жизнь с театральным сюжетом

Режиссер Пламен Панев и драматург Христо Бойчее из Болгарии говорят на одном даже не общем, а очень частном языке, понятном им одним. Они подхватывают фразы друг друга, одновременно вспоминают одни и те же примеры из жизни. Они просто дружат много лет.

Вероятно, в этом родстве душ двух авторов и кроется секрет успеха спектакля «Районная больница», который они приготовили для тюменского зрителя? Пьесу ставили более пятидесяти раз — разные режиссеры на сценах многих городов. Но у Панева получалось лучше других.

— А то, что сделали Пламени тюменские актеры, этот новый вариант, — самый лучший, — уверен драматург Бойчев. — Наверное, Пламену больше не стоит ставить эту пьесу. Потому что спектакль в Тюмени — это самая высокая точка мастерства, потолок.

Убедиться в этом (или не согласиться) можно будет, посмотрев «Районную больницу», премьера которой состоится сегодня вечером в театре.

Премьеру предваряла пресс-конференция, где болгарские гости, директор театра Владимир Коревицкий и главный режиссер Александр Цодиков рассказали о ближайших планах. А Панев и Бойчев разбавили официальную обстановку подробностями о своей работе.

— Это спектакль, которым наш театр может, смело гордиться, — считает Александр Цодиков. — Серьезная, очень профессиональная художественная работа. И она требует серьезного анализа, пытливого к себе отношения.

— Мне было легко работать у вас, — рассказал Пламен Панев. — Я пробыл в Тюмени два месяца и за это время почувствовал себя частью театра и города. Хотя два месяца — это мало, но я никогда так долго не работал в другом городе. Здесь мне помогали все люди, имеющие отношение к спектаклю: актеры, художники, администрация. Сам автор пьесы. Мы знакомы еще со студенческих лет. В Болгарии нас даже иногда путают, хотя не знаю, насколько мы похожи…

Мы вместе родили этого ребенка — спектакль. Потом мы уедем, а он продолжит жить и взрослеть. Меняться. И я уверен, что актеры и руководство театра сумеют его достойно воспитать. Спектакль уже ушел от меня как от автора. Я смотрел его сегодня как зритель и видел, что он живет своей жизнью, актеры двигаются свободно и самостоятельно. Это хорошо!

— У нас одинаковый вкус во всем, что касается театра, — сказал о Паневе Христо Бойчев. — Это эстетическое сходство. Спектакль в итоге должен получиться живым организмом, мы в этом уверены. И в Тюмени это получилось.

— В пьесе должна быть история, сюжет. Тогда ее можно рассказывать по-разному. В пьесе «Районная больница» он есть, — считает Панев. — Она правдива и жизненна.

— Если у жизни нет сюжета -это не жизнь, — добавил Бойчев.

Заглянули собравшиеся и в более далекие театральные планы. Сейчас в театре идут репетиции спектакля «Ханана» по пьесе самарского драматурга Федора Грекова (псевдоним — Герман Греков).

Работать над постановкой в Тюмень приехал молодой режиссер из Санкт-Петербурга Антон Милочкин. Он сам предложил эту сложную и жесткую пьесу. На постановку спектакля театр получил грант Министерства культуры Российской Федерации, выиграв конкурс по поддержке современной драматургии. Премьера назначена на 16 апреля. Состоится она не в одном из двух зрительных залов, а в холле пятого этажа. И количество мест будет ограниченным: поместится не более 80 зрителей.

Журналисты поинтересовались, почему спектакль не рекомендуют смотреть тем, кому меньше 14 лет.

— Потому что пьеса несколько шокирующая, — ответил Цодиков. — По форме изложения — резкая и жесткая. Но не поэтому мы решили реализовать ее в столь малом пространстве. А потому, что нужен персональный контакт со зрителем.

— Это решение мы приняли совместно с Александром Цодиковым, — добавил Милочкин. — Он предложил мне не зал, а именно это пространство холла, чем меня очень обрадовал. Я считаю, что пьеса «Ханана», несмотря на ее грубые акценты, сплетена из очень тонких волокон. А потому требует не валовой отдачи зала, а индивидуальной. Поэтому небольшое пространство так ей подходит. Что до ограничений по возрасту, то в пьесе есть мат, упоминание инцеста, жестокое убийство.

После пресс-конференции мы попросили актрису Ирину Хале-зову, занятую в спектакле «Ханана», показать то место на пятом этаже театра, где проходят репетиции и где состоится показ.

Пока сложно представить, как будет выглядеть этот зеркальный холл в конечном варианте. Простая деревянная платформа, которая служит и столом, и центральным местом действия, несколько табуретов, деревянная лежанка. Вот и все декорации. Их, уверены создатели спектакля, и не надо много. Акцент -на персонажах.

— Когда я впервые читала пьесу, меня по-настоящему тошнило, — призналась Ирина Николаевна. — Это история о деревенской семье, в которой люди разговаривают матом, — среда способствует. Мать приводит в дом любовника, но мужа не выгоняет, просто отправляет спать на пол. С сыном у родителей очень сложные отношения. Много жестокости. Подумала: как мы это играть будем? Но потом в процессе работы стала понимать, что эта драма — не только о жестокости, но и о человечности, о гуманности. Надеюсь, нам удастся донести это до зрителей.

У работы над спектаклем есть и другие особенности.

— Обычно режиссеры говорят актерам: «Разговаривайте на сцене, как в жизни, — естественно». Но не получается, зрители нас не услышат, если не говорить громко и четко. Так что режиссеру, вопреки самому себе, приходится напоминать нам о том, чтобы прибавили громкости. Со спектаклем «Ханана» ситуация — другая. Поскольку площадка, на которой мы репетируем, невелика, она позволяет разговаривать, как в жизни. Антон, напротив, когда мы, актеры, забываемся и начинаем кричать, просит нас, чуть ли не шептать. И все слышно.

Надо сказать, что автор пьесы Герман Греков — дипломант Всероссийского конкурса на лучшую сценарную композицию в области театрального искусства, лауреат конкурса пьес лаборатории современной драматургии Урала, Сибири и Дальнего Востока, обладатель специального приза жюри за современную политическую пьесу конкурса «Действующие лица-2007», лауреат Всероссийского драматургического конкурса «Действующие лица-2008». То есть, хоть драматургия и новая, современная, но уже положительно оцененная специалистами. В ней тоже есть жизненный сюжет.

Правда, пока ее поставили только раз: месяц назад в Латвии.

Сам Антон Милочкин в это время был в Тюмени и латышской постановки не видел. Но, может, это и к лучшему. Не придется заранее сравнивать результаты работы.

Кроме того, театр планирует в этом сезоне (который уже завершается!) еще несколько премьерных спектаклей. Примечательно то, что для работы над ними приглашены режиссеры из других городов.

— Вот такая получится «ярмарка тщеславия», — шутит Александр Цодиков.

***
фото: Антон Милочкин, актеры Евгений Киселев и Ирина Халезова.;Христо Бойчев;Пламен Панев

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта