X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

В архиве все хранится вечно. В том число и люди

Эврика.’Нашел.’ Ура.’

Такие возгласы хотя и редко, но звучат в читальном зале Государственного архива социально-политической истории Тюменской области. Уже целых 65 лет!

Сегодня сотрудники архива пригласили своих партнеров, постоянных посетителей и тех, кто помогает сохранить и приумножить фонд, на торжество, посвященное дню рождения архива.

Но еще до звона бокалов и слов благодарности мы успели побывать в предпраздничном архиве и поговорить с его директором Еленой Долгушиной.

— Все началось в 1945 году, когда было принято решение о создании партийного архива при Тюменском обкоме ВКП(б). Первый архив тогда располагался в нынешнем здании архитектурно-строительной академии, занимал шесть комнат, две из которых были приспособлены под хранилища, — рассказывает Елена Ивановна. — Работало в нем всего шесть человек, а заведующим был Гавриил Петрович Беседин. Архив оказывал методическую помощь в описании документов партийных и комсомольских органов для их последующей передачи, прием документов и их учет. В 1946 году в хранилищах находилось 510 фондов, свыше 48 тысяч дел органов и организаций КПСС и ВЛКСМ. В 1976 году архив получил это здание на улице Хохрякова.

Сегодня здесь хранится огромное количество информации. Основная часть — бумажная — насчитывает 547 тысяч документов. А еще есть фотодокументы, книги и журналы, даже видеоматериалы.

— Что на видео? — удивляемся мы.

— Значимые для города и области события, — Елена Ивановна принимается перечислять. — Акции протеста, собрания политических партий, открытия театральных фестивалей, парады, посвященные Дню Победы… То, что может представлять интерес для исследователей, наших посетителей.

Посетителей, кстати, здесь не так много, как, например, в библиотеках. Примерно двести в год. Хотя зайти сюда и заказать для работы документ может любой человек, даже иностранец (конечно, если то, что он просит, не является секретным).

Самое приятное, говорит Елена Долгушина, когда краеведы и исследователи дарят архиву свои книги, написанные с помощью документов из его хранилищ: «Получается круговорот информации!»

К слову, пресса тоже не обходится без этого поистине драгоценного «склада информации», если журналист готовит очерк или телепередачу о родном крае. Все документальные фильмы и сюжеты, выпущенные на экраны тюменскими телеканалами, созданы на основе архивных бумаг. И конечно, при помощи самих архивариусов, заботливо консультирующих, советующих, ищущих.

… Как выглядит это местечко на улице Хохрякова, наверное, помнят все. Даже те, кто не знает, что светло-серое здание, уходящее вверх одним обычным этажом и шестью безоконными -архив. Немного в Тюмени таких «слепых» домов. Большинство посетителей бывали лишь на первом этаже, где для них оборудован зал со столами и стульями, картотекой.

Елена Долгушина ведет нас туда, где бывает не так много людей -в хранилище. Оно пахнет… бумагой. И холодом. Длинные ряды полок заняты одинаковыми коробками. Когда сотрудники наводят

здесь порядок, стирая пыль, важно вернуть все на свои законные места. Стоит перепутать местами хотя бы пару коробок, и последующая проверка может занять много времени. Елена Ивановна называет цифру- пять лет!

Разумеется, для того, чтобы документы не портились, необходимы определенная температура и влажность воздуха. Но бумага все равно недолговечна — хотя Елена Ивановна шутливо говорит, что документы архива «молодые», самым «взрослым» немногим больше ста лет.

Документы, нуждающиеся в реанимации, попадают в лабораторию реставрации, в руки Любови Шестаковой. А те, которые реставрация уже вряд ли спасет, оцифровывают.

— Затухающий текст, например, восстановить невозможно, — объясняет Елена Долгушина. — Приходится делать цифровую копию, при помощи компьютера добавлять буквам контрастности, резкости. Чтобы можно было прочесть. Такой документ мы уже не выдаем посетителям, только его копию.

Проводя экскурсию, Елена Ивановна попутно рассказывает, что фонд пополняется разными способами. В том числе личными архивами тюменцев. Здесь и переписка, и фотографии, и рабочие документы, и многое другое.

— Почему у людей возникает желание сдать свои личные документы в госархив? — спрашиваем мы. — Можно хранить их в семье, передавая из поколения в поколение…

— Да, но мы говорим о частных архивах людей, которые оставили след в истории. Они многого добились, знали свой край. Думаю, таким людям хочется поделиться наблюдениями, открытиями, своей многолетней работой. Не запирать все в сейф! Может, через десять или через сто лет кто-то продолжит их дело. И тогда архив послужит хорошей основой, например, для диссертации. Несмотря на то, что само слово «архив» зачастую рождает ассоциации со скучными официальными бумагами, его работники думают иначе. Им здесь интересно.

Во-первых, не все документы -официальные. Здесь есть письма с фронта, подаренные ветеранами, что когда-то писали их из окопов своим родным. Правда, сейчас мы вчитываемся в их строки, пытаясь представить наше прошлое, а для родственников солдата письмо имело другое значение. Письмо с фронта означало, что родной человек жив.

Есть воспоминания репрессированных — трагедии отдельных семей, складывающиеся в общую трагедию страны.

А во-вторых, даже короткие официальные бумаги можно научиться правильно читать, сопоставляя факты. Тогда, казалось бы, даже малозначащий документ о смене прописки расскажет многое.

Слушая Елену Ивановну, увлеченно говорящую о своей работе, не можем не спросить:

— Сколько лет вы занимаетесь архивами?

— Уже 13, — улыбается она. — И это мое первое место работы. Я рано родила ребенка, после окончания Петропавловского педагогического института родила еще одного. Жизнь в Казахстане тогда была нелегкой, как и везде. Но в Тюмени мужу пообещали работу, и мы переехали. Вот так я и пришла устраиваться на работу в архив — без единой записи в трудовой книжке. Помню, я тогда сказала директору, что у меня проблемы и двое детей. А она мне ответила: «Тот, у кого двое детей, что — прокаженный? Пишите заявление, работайте». И я прошла путь от простого сотрудника до директора… Вы поймите, из архива люди редко уходят, мы здесь все больны краеведением!

Она уверена в том, что человек, поработавший в архиве более полугода и не сбежавший, останется в нем до выхода на пенсию. И даже дольше.

— В архиве все хранится вечно, — улыбается Елена Ивановна. — В том числе и люди.

***
фото: хранитель Татьяна Рудольфовна: «Главное -вернуть каждую коробку на место»;Елена Долгушина;работа Любови Шестаковой — дело тонкое;читальный зал — это единственное место, где могут работать посетители архива

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта