Жизнь, в уральском чугуне
Художественное литье из чугуна как-то незаметно ушло из нашего быта. А раньше.
Недавно я зашел в гости к хорошему знакомому и был немало удивлен бережно сохранившимся у него литым статуэткам. Заметив мой интерес, приятель начал рассказывать, и выяснилось, что за каждой из них тянется удивительная история.
БОРЗАЯ
Чугунная борзая — представитель большой группы охотничьих собак, назначение которых -догнать и словить зверя. Это, очевидно, первое применение охотничьей собаки, возникшее задолго до изобретения человеком других орудий для охоты. Ведь и сегодня псовый охотник охотится без оружия. В первом труде о псовой охоте на Руси -он называется: «Регул», принадлежащий до псовой охоты», — написанном фон Лессингом и подаренным царю Алексею Михайловичу (1635), автор говорит, что русские борзые произошли от западных хортов и татарских борзых.
На первых порах в России были три группы этих собак, именовавшихся по фамилиям владельцев: першинские борзые (скакали резво, но злобой не славились, обладали крупным ростом, сухими, узкими головами); озеровские (богатые костяком, сильные в поле, злобные и резвые, но без броска); чемищевские (были самыми крупными, с густой и длинной шерстью в крупном завитке; работали в поле очень резво и злобно, обладали броском).
В литье русская псовая борзая смотрится великолепно.
ПОЙНТЕР И СЕТТЕР
Эта группа легавых собак применяется для поиска затаившейся пернатой дичи и указания ее местонахождения остановкой в напряженной позе — стойке. Стойка — момент, когда хищник собирается с силами, чтобы прыгнуть на свою жертву. Но чтобы собака не бросалась за птицей, при дрессировке ей в рот вставляли и привязывали палку, которая торчала из пасти и при толчке о землю причиняла боль. Собака приучалась спокойно лежать под сетью, пока не будет освобождена. Постепенно в средние века была выведена собака с «лежачей» стойкой, по-русски ее называли легавая (от слова ложиться), а на английском языке — сеттер).
Композиция «Собаки на стойке» (скульптор Пьер-Жюль Мен, 1810-1879) — прекрасное изображение охотничьей сцены: гнездо с находящейся в нем куропаткой, а возле него в напряженной позе две собаки. Собаки-натурщики даже названы по кличкам: пойнтер Так и сеттер Сильфи. Особенно впечатляет сеттер, находящийся на втором плане, — собака среднего роста, сухой крепкой конституции; общий вид элегантный, сочетающий красоту с силой и выносливостью, несколько высокопередового сложения, с резко косыми рычагами и свободными эластичными движениями.
Названия пород сеттер и пойнтер впервые упомянул в России Основский в своей книге «Замечания московского охотника наружейную охоту с легавой». В ней он называет их лучшими собаками эпохи, считая их нос, иск, стойку неподражаемыми. С тех пор и до наших дней английские легавые продолжают доминировать в России.
КЛОДТ И ЕГО КОНИ
Петр Карлович Клодт (1805-1867) — в рекомендациях не нуждается. Наверное, каждый видел его знаменитых коней на Аничковом мосту — если не в Петербурге, то хотя бы на фотографиях. А мне довелось подержать в руках одну из четырех уменьшенных копий этой конной группы.
Если рассматривать коней Клодта в определенной последовательности, то получаешь стройный рассказ. Вот всадник, укрощая коня, ведет его в поводу; вот он собирается сесть на, казалось бы, усмиренного скакуна; еще мгновение — и тот черной молнией взвивается ввысь, всадник уже на земле, но еще сдерживает коня; и, наконец, вырвавши повод, скачет свободный конь.
Считается, что собственно художественное литье зародилось во второй четверти XIX века. На каслинском заводе, заложенном в 1747 году на берегу озера Касли купцом Яковом Коробковым.
Каслинское литье настолько тонко по своей формовке, таким подкупающим совершенством передан в нем самый замысловатый узор, что теряешь порой представление о том, что это сделано из чугуна.
В Каслях отлиты три композиции из группы, установленной на Аничковом мосту.
У моего приятеля из них только одна — «Конь с упавшим всадником». Вздыбленный конь, упавший всадник, опирающийся о землю правой рукой, а левой с огромным напряжением сдерживающий сокрушительный порыв коня.
Много работал с каслинскими литейщиками выдающийся скульптор Евгений Александрович Лансере (1 8481886). Ему принадлежит наиболее известное произведение каслинского литья — «Джигитовка лезгин».
Все в работе связано ощущением грозной опасности — это выражено даже в мчащихся конях: один из них, прижав уши, словно стелется по земле; другой, почуяв смертельную рану всадника, поднялся почти на дыбы. Очень выразителен старый джигит, стреляющий из ружья. Своеобразное лицо с тонким орлиным носом, меткий прищур глаз, разметавшийся по ветру башлык. Всю композицию венчает фигура раненого всадника, именно здесь ее наивысшая драматическая точка. Всадник, привстав на стременах, вытянув правую руку с ружьем, вот-вот упадет с коня. Изгиб раненного тела, откинувшаяся назад молодая красивая голова — все выразительно.
В чугуне необыкновенно пластически ясно и четко отлиты, а затем отчеканены тела животных, напряженные мускулы горячих скакунов, до осязаемости убедительно передан мех шапки, тяжелые складки одежды, развевающиеся гривы и хвосты коней.
Я смотрел на эти чугунные сокровища и думал: лучшие достижения российского, в том числе и каслинского, литья в области камерной скульптуры связаны с русским искусством, с творчеством выдающихся мастеров отечественного ваяния.
Каслинское литье — это такое же самобытное искусство, как искусство мастеров Палеха, Матёры, Федоскина. Все эти статуэтки оставили в душе неизгладимое впечатление, почему и решил поделиться своей радостью с вами, уважаемые читатели.
***
фото: П.-Ж. Мен «Собаки на стойке»;Евгений Лансере «Джигитовка лезгин»;Петр Клодт «Конь с упавшим всадником».