X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Дмитрии-«Митюса», или Воспоминание о «летающем» форварде

«Митюса» — такое оригинальное прозвище имел тюменский футболист Дмитрий Турлаков (1919 — 1986), в годы Великой Отечественной войны -отважный летчик.

В замечательной книге московского писателя, бывшего пилота А.В. Василишина «Пасынки Отечества» достаточно много рассказывается о Турлакове. Упоминается здесь и футбол!

Оказывается, еще юношей, задолго до войны, Дима был заядлым спортсменом-разрядником, ворошиловским стрелком и значкистом ГТО. И уже играл в футбол настолько здорово, что о нем писала местная газета. Воспроизведу отрывок из книги А.В. Василишина:

«На стадионе «Локомотив» в городе Тюмени шла игра местных команд. С мячом к воротам соперника прорывается молодой, красивый, рослый парень. Болельщики активно поддерживают его криками: «Митюша, давааай!!! Митюшаааа!» Парень ловко обводит одного, второго защитника — и через мгновение мяч в воротах. Стадион разрывается криками: «Гооол! Гооол! Митюша! Митюша!» Уже судья вышел на центр поля с мячом для продолжения игры, а стадион не унимается, скандирует: «Митюша, Митюша, Митюша!!!»

Сейчас невозможно выяснить, из какой именно тюменской газеты взят текст. Ясно одно — этот совсем молоденький футболист, тогда еще старшеклассник железнодорожной школы N 50 (наверняка, тайно любимый множеством девчонок), уже был кумиром болельщиков за свои бомбардирские качества. Поскольку на девчонок не смотрел, а готовился в военные, то спорт у Дмитрия был на первом месте.

Есть только одно «но» — это неточная передача Василишиным его прозвища. Людей, видевших Турлакова в игре в те времена, мной найден о всего трое. Они утверждают, что прозвали его «Митюса», а не «Митюша», причем это был намек на нашего Митю, как бы тюменского «Стэнли Мэтьюза» — знаменитого английского футболиста.

… Архивы спорта в нашем городе столь своеобразны, что найти протоколы игр середины прошлого века, увы, невозможно. Есть списки, результаты, какие-то другие менее важные документы -авторов голов нет. Так что кто и сколько забивал тогда — пока тайна. Слава Богу, находятся старые снимки, на которых можно узнать футболистов (правда, для этого нужно их знать или быть знакомыми с их детьми, хотя бы.).

«Митюса» встретился мне неожиданно на фотографии тюменского «Спартака» (примерно в 1935-1937 годы). А в 1938-м и 1939-м — он игрок команды «Учитель» (была и такая), причем про эту часть его футбольной карьеры стоит рассказать отдельно.

Окончив школу, Дмитрий едет в Омск поступать в танковое училище, но не проходит по конкурсу. Там же, на вокзале, он нечаянно сталкивается с футбольной командой Тюменского пединститута, где у него немало друзей, — они прибыли на отборочную игру кубка Урала среди студенческих команд. Здесь же, в Омске, срочно решается по телеграфу вопрос приема Турлакова на первый курс пединститута! Получив в лице «Митюсы» солидное усиление, команда (видимо, она и носила название «Учитель») побеждает и в Омске, и позже — в финальном турнире, обыграв всех соперников из уральских педагогических вузов.

Дмитрий, как и многие другие молодые люди предвоенных лет, мечтал реально защищать Родину. Иными словами — служить в армии, точнее, летать. Поэтому параллельно в 1938-1939 годах учился в Тюменском аэроклубе. Где встретил замечательную девушку Зину, поразившую его пылкое сердце. Причем, как выяснилось позже, — навсегда.

Но «девушки потом», а сначала самолеты. Маленькая двухместная летающая лодка Ш-2 — биплан конструкции советского инженера В.Б. Шаврова — была освоена Дмитрием быстро и основательно. Очень скоро курсант Тур-лаков вошел во вкус летной работы и полюбил небо так, что оно стало позже его профессиональной судьбой.

Но вначале о некоторых байках, которые я пока не могу назвать фактами, поскольку нет свидетелей (кроме одного — Бориса Алексеевича Мишатина, тогда двенадцатилетнего пацана). Речь — о летном ухарстве «Митюсы», оставшемся за пределами упомянутой книги.

Будто бы Дима иногда любил «почудить» вместе с Зиной: брал ее в самолет и пролетал под деревянным мостом через Туру. Конечно, летом, в низкую воду. После чего высаживал девушку на Парфеновских юртах, у озер а. За таки е « каскадерские» трюки Дима Турлаков приказом директора аэроклуба Вениамином Яковлевым трижды (!) отчислялся. Но столько, же раз и зачислялся обратно!

Лето 1939 года -время переломных решений в судьбе Турлакова. Он завершает учебу на третьем курсе пединститута и в аэроклубе. Становится пилотом с удостоверением, дающим право полетов на самолете По-2. И отправляется в Молотовскую школу военных летчиков, которую заканчивает в 1940-м, получив звание младшего лейтенанта.

Между прочим, несмотря на напряженную учебу, курсант Тур-лаков упоминает про соревнования на первенство курса и школы. Значит, футбол он не бросил — играл при первой возможности.

Война. Командир экипажа самолета-разведчика Р-5 младший лейтенант Турлаков потерял свою боевую машину 22 июня 1941 года — как и десятки других, она была уничтожена фашистской авиацией прямо на летном поле. Бог миловал: небольшая группа летчиков его полка удачно вышла из окружения. Счастливо наткнулись на другой аэродром, нашли там брошенный советский самолет, он (вот судьба!) оказался исправным — и они улетели на нем за линию фронта. Еще одна удивительная история с Дмитрием Турлаковым, но не последняя!

Он успешно воевал на своем маленьком биплане почти до конца Великой Отечественной. То были бесчисленные разведывательные полеты, ночные рейды, сопряженные с постоянной опасностью. Но — летали, бомбили, фотографировали, получали награды и ранения, росли в воинских званиях. И. гибли, гибли.

К концу 1943 года старший лейтенант Турлаков — кавалер двух орденов Красной Звезды, ордена Боевого Красного Знамени и Отечественной войны второй степени — и Бог его милует, хранит. Дмитрий воюет в составе 620-го бомбардировочного полка 208-й авиадивизии 2-й Краснознаменной воздушной армии 1-го Украинского фронта.

Но самое тяжелое испытание этих лет уже настает для него.

В ночь на седьмое января 1944 года при, как писал он сам, «выполнении особого задания по разведке войск противника» (районы Винницы и Одессы) экипаж Турлакова допускает всего одну ошибку — атакует немецкий поезд огнем из своего пулемета, хотя боевая задача уже выполнена. Самолет сбит, летчики попали в румынский плен.

На этом боевой налет старшего лейтенанта Турлакова в количестве 764 часов (420 боевых вылетов) закончился — начался румынский лагерь для военнопленных. Здесь наш «Митюса» организовал какое-то подобие футбольного турнира. Жаль, что не сохранились сведения о том, где и чем играли.

Освобождение произошло в августе того же года, когда Румыния вышла из войны и охрана лагеря сдала оружие самим охраняемым. А тут и Красная армия подоспела. Так что и там, в плену, Бог его сохранил.

Зато чуть позже, когда за освобожденного из плена летчика взялся НКВД, он прошел все муки сталинской карательной машины — унижения, оскорбления и «шитье» дела «врага народа», продавшегося фашистам. Как сказал однажды в конце своей летной карьеры Дмитрий Петрович коллеге и другу Николаю Пунько, «Румынский плен — это был курорт по сравнению с советским концлагерем.» Освободили и отпустили его только в самом конце 1945 года.

А мы вернемся к футбольной теме — ведь жизнь брала свое, а «Митюса» был снова дома!

Происходит, наконец-то, долгожданная встреча с любимой Зиной, и создается новая семья. Но, параллельно, возникают сложности с летной работой: в 1946-м его налет в Тюменском авиатранспортном отряде — всего 103 часа. Футбол утешает: друг Георгий Грюнвальд зовет в набирающую мощь местную « супер-команду» — «Локомотив».

По-видимому, сезон 1946 года — самый продуктивный и значимый в футбольной карьере нашего героя. Его команда становится чемпионом города, области, участвует в первенстве Урала среди коллективов физкультуры. Результаты этих выступлений известны из прошлых моих публикаций. Жаль только, что в сохранившихся документах нет сведений о забитых голах. Но то, что Дмитрий Турлаков участвовал во всех матчах, установлено документально.

Не забудем также, что, как и все тогдашние футболисты, «Митюса» был и хоккеистом, выступая за тот же «Локомотив». Играли, кстати, не в «шайбу» (это время еще не наступило), а в крепко забытый ныне «русский хоккей».

В 1947-м его летная нагрузка резко возросла — до 533 часов, дальше — больше. Воздушные перевозки развиваются огромными темпами. Дмитрий Петрович повышает квалификацию и становится командиром самолета Ли-2. В семье появляются дети. Карьера футболиста-любителя частично отходит на второй план, что естественно.

Спустя три года ему едва не «аукнулся» румынский плен: при очередной аттестации Турлакова попытались отстранить от летной работы! Еще раз пришлось испытать горечь недоверия, обиду. Но мастерство на дороге и тогда не валялось: не решились начальники дать ход этому несправедливому делу! И снова — будни пилота. И долгожданный служебный рост, и честные трудовые награды. Он был и командиром летного отряда, но больше любил летать сам, осваивать новую технику и учить молодых.

Кроме боевых наград, Дмитрий Петрович был удостоен орденов Октябрьской Революции, «Знак Почета», Трудового Красного Знамени, а однажды получил золотую медаль ВДНХ. Трудился в авиации до 1982 года — в учебно-тренировочном центре. Но звание « Заслуженный пилот СССР» ему так и не присвоили — хотя заслужил, безусловно…

Небо и земля удивительным образом переплелись в судьбе этого незаурядного, замечательного человека. Зеленое поле стадиона, над которым звучало «Митюса!», — и безбрежное голубое пространство, в котором он чувствовал привычно и комфортно. Как дома.

***
фото: Команда «Учитель» (Дмитрий Турлаков — седьмой слева);Лейтенант Турлаков, 1943 год.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта