Хрупкие крылышки из камуфляжа
Театр драмы завел новую практику. Нет, раньше в Тюмень тоже приглашались режиссеры из других городов, но в этом году почти каждый второй спектакль поставлен не штатными режиссерами.
Не знаю, откуда пришла эта идея, но она удачно работает: наши актеры под влиянием приезжих режиссеров начинают играть иначе, чем обычно. Свежо, интересно.
Для постановки спектакля «Мотылек», премьера которого состоялась вчера, также был приглашен человек со стороны. Михаил Поляков, лауреат Государственной премии России, заслуженный деятель искусств РФ, взял в работу неоднозначную пьесу Петра Гладилина «Мотылек».
Театр предоставил ему малую сцену, как раз подходящую для современной драматургии, позволяющую экспериментировать. Эксперимент состоялся. Однако после спектакля я уносила с собой смешанные чувства.
Сюжет пьесы нетривиален. Только зритель настроился на веселое (а начало абсолютно комедийное), как спектакль превратился в то ли фарс, то ли в трагикомедию. Что такое «эпизод-фантазия» (такой жанр придумал для пьесы сам автор), я, признаться, не знаю.
Действие происходит в воинской части, затерянной где-то на севере. За обшарпанным столом, включая и выключая огни на крохотной искусственной новогодней елке, проводит свои ночи командир части полковник Кинчин (заслуженный артист России Владимир Орел). Из динамиков воет вьюга, полковник разговаривает сам с собой о том, что кости не выдерживают холодов, и даже стакан водки на ночь не спасает.
Макет воинской части, который художник Алексей Паненков удачно расположил на краю сцены, мигает фонарями плаца, белеет сугробами, стенами казармы и боевой техникой. Эта макетная белизна позволяет видеть происходящую историю изнутри и снаружи одновременно. Кукольный домик воинской части не дает забыть, что герои не с нами в майской Тюмени, а на краю света. Остальная сцена работает, как увеличительное стекло, которое поднесли к кукольному окошку, чтобы детально рассмотреть происходящее.
Неожиданно это оторванное от мира однообразие армейских будней взрывается сообщением о чрезвычайном происшествии: рядовой первого года службы Николай Лебедушкин… превратился в девушку.
Действительно, рыженькая такая барышня, смешно марширующая. На вопросы командования отвечает, что не может больше жить в казарме и терпеть издевательства старших по званию. Она (или он?) — поэт, драматург и артист. Талантливый и даже гениальный, как это часто кажется людям в 18 лет.
Попытки покончить с собой успехом не увенчались, так что пришлось усилием воли за ночь сменить пол. На дворе войны нет, девушек в армию не берут, должны комиссовать.
Комедия, решают зрители и готовятся посмеяться от души. Не тут-то было!
Вместо отправки домой к маме Коля-Наташа (рядовой Лебедушкин и имя заодно сменил) определяется в пустой клуб, где прямо на сцену ставят койку. И никто не отменяет для него (нее) строевой подготовки и ночных подъемов. Драма! Или все же нет? Петр Гладилин говорил в одном из интервью, что его пьеса не об армии, а о спасении души.
Актриса Дарья Башкина, что играет Колю-Наташу, старается. Но отчего-то все равно не убеждает. Рыдания по каждому поводу, заламывания рук — все картинно, понарошку.
В общем-то, понятно: сложно найти нужную тональность, манеру исполнения, если ты играешь мальчика, превратившегося в девочку, в то ли фарсе, то ли трагикомедии. Трудно произносить реплики не высокопарно и быть смешным естественно, а не натужно.
Такой вот мотылек, выкуклившийся из солдатика. Он — другой, и он призван что-то изменить, кого-то спасти из закостенелого мира военной тупости и грубости.
Спасают в спектакле полковника Кинчина. Но вот парадокс, именно этот персонаж в спасении, кажется, и не нуждается. Он выглядит живым и мудрым, но попавшим в дурацкую ситуацию. Над ним даже похихикивать не хочется, как над остальными.
Владимир Орел очень хорош и интересен в этой роли. Его персонаж, как Калиостро в фильме Марка Захарова, «умный, добрый, а главное — несчастный». Хотя и ум, и доброта надежно спрятаны под камуфляжем.
Почему Кинчин попадает под влияние Коли-Наташи? Соглашается по ночам репетировать спектакль, мажет лицо гримом, пытается представить, что чувствовал придуманный мавр Отелло, влюбленный в придуманную Дездемону. Когда у него полная часть настоящих мальчишек, из которых надо «сделать мужиков». Заседания? Проблемы с продовольствием? Такое возможно только в «эпизоде-фантазии».
Уже к середине спектакля понимаешь, что добром эта история не кончится. И угроза капитана Багаева (актер Сергей Осинцев), которому Лебедушкин своим превращением испортил карьеру, -не пустой звук. А пообещал он отправить рядового домой разве что в цинковом гробу.
Мотылек Лебедушкин (какая воздушная фамилия!) ослепил воинскую часть своей неземной прелестью и погиб под колесами бронетехники.
Что в остатке? Полковник, вдохновенно читающий монолог о том, что «мы еще встретимся, но не узнаем друг друга».
***
фото: Владимир Орел и Дарья Башкина;Сергей Осинцев в роли капитана Багаева, Константин Антипин в роли военврача Морозова и студент академии культуры, искусств и социальных технологий Юрий Лободенко в роли старшего лейтенанта Ювачева.