X

  • 23 Август
  • 2024 года
  • № 91
  • 5590

О тех, кого никогда не видели

Передо мной — внушительная папка со школьными сочинениями. Как же часто в этих детских строчках я нахожу пожелания мира, добра и милосердия!

Прадеды и прабабушки этих ребят остались «в немилосердной той войне». И нет ни одного творческого проекта, в котором было бы нельзя прочитать судьбу. Даже второклассники смогли уместить на половине странички военную историю своей семьи. Например, Дима Тимошин — ученик второго класса средней школы N 64:

«Мой прадедушка, Семен Игнатьевич Тимошин, во время войны был машинистом паровоза. Водил поезда на линию фронта, возил боевую технику: танки, пушки, пулеметы и снаряды к ним. А вывозил раненых бойцов с поля боя. Как-то раз поезд моего дедушки попал под обстрел немецкими самолетами. Два последних вагона загорелись, и их пришлось отцепить… Я горжусь своим прадедушкой!»

Димина одноклассница Настя Мизерюк поведала историю своей прабабушки Татьяны Афанасьевны Яковлевой, некогда 14-летней белорусской партизанки:

«Когда в их деревне, в одном из заброшенных домов у леса, поселились немцы, было решено их уничтожить. Незадолго до этого из деревни увели всех женщин с детьми. Вспоминая эти невыносимо тяжелые годы, прабабушка и бабушка не могут сдержать слез, и я плачу вместе с ними».

Второклассник Максим с необычной фамилией Пить знает, где покоится прах его прадедушки, тоже Максима. В городе Первомайске, где захоронены солдаты, погибшие при освобождении этого города (видимо, речь идет о Донецкой области — И. В.), установлен памятник. На нем есть фамилия Максима Ивановича Питя.

«Когда ему было 17 лет, началась Гражданская война, и он пошел воевать в Буденовскую дивизию. Потом началась Великая Отечественная война, и мой прадедушка опять пошел на фронт. С 1941 по 1943 года он воевал на Южном фронте, в артиллерийском полку. В апреле 1943 года при штурме Первомайска был смертельно ранен.»

В работах девятиклассников есть не только семейные истории, но и размышления о том трагическом времени. И вопрос, на который до сих пор найти ответ невозможно: зачем нужна война? Его задает и Максим Ермолов, ученик 9-го класса средней школы N 31:

«Я хочу, чтобы мы, их потомки, жили светло и счастливо, чтобы никогда не слышали рева самолетов, свиста падающих снарядов, грохота танков и взрывов, не видели рушащихся зданий. Чтобы не увидели разбросанных искореженных и обезображенных тел, на глазах седеющих и чернеющих от горя матерей, опухших от голода детей».

Голод… Безжалостно он прошелся по нашей земле, забирая тех, кто в тылу работал на победу. Евгения Медведева, ученица 9-го класса средней школы N 23, знает из рассказов своей бабушки, которой 88 лет, как ей, маленькой девочке, пришлось выживать. Как она голодала. Как похоронила свою сестренку.

«Они голодали, но это никого не останавливало, народ продолжал сражаться и бороться за свободу Родины. Женщины работали на военных заводах, не выходя оттуда сутками: колотили ящики под снаряды и сдавали кровь для солдат. Дедушка воевал, вернулся сильно израненный. Он очень болел и рано умер. Семье пришлось выживать в трудных условиях, но они смогли вырастить всех шестерых детей и воспитать их честными людьми. Низкий поклон всем тем, кто защищал нашу Родину!»

Во многих семьях хранят память не только в сердце и душе, но и в письмах с фронта. Одно-единственное такое письмо получила Татьяна Степановна от мужа, Якова Кузьмича Фатеева.

Оно датировано июнем 1941 года. Яков сообщил, что «будет бить фашистов всеми силами». В июле пришла похоронка: «пал смертью храбрых в боях с немецко-фашистскими оккупантами». Татьяна Степановна всю жизнь хранила этот фронтовой треугольник. Ее правнук Иван Фатеев, ученик 4-го класса средней школы N 64, написал о прабабушке:

«Она имеет награды за трудовую доблесть, много раз была избрана депутатом районного совета. О ее трудовых подвигах писали в газетах. Прабабушка умерла в ноябре прошлого года на 92-м году жизни. Мне очень жаль. Она меня любила, и я ее тоже».

Встречаются сочинения, куда вложены ксерокопии фотографий. Вглядываюсь в эти лица. Молодые и не очень. С веселыми глазами и морщинами возле губ. Почему-то подумала, что семиклассница Ирина Головина должна быть похожа на своего деда — бравого разведчика Василия Андреевича Кропачева, прошедшего солдатскими дорогами от Москвы до Праги.

«Он начал войну в 1942 году в 17 лет. Воевал под Москвой, в деревне Ступино. Строил ложные аэродромы, чтобы фашисты не бомбили настоящие. Потом дедушку отправили в разведшколу. После окончания его забрасывали в тыл врага для проведения диверсий. Попал в партизанский отряд Медведева, где воевал Николай Кузнецов. Дед вернулся домой после войны. В орденах и медалях. Мы храним его боевые награды, фотографии, слушаем бабушкины рассказы о нем. Своим детям я тоже с гордостью расскажу о боевых подвигах моего деда».

В семье Ани Алексеевой, ученицы 6-го класса средней школы N 23, не сохранилось ни одной реликвии от ее прадеда Александра Таланова. Написать он так и не успел: только проводили на фронт, и почти сразу пришла похоронка.

«Моя прабабушка Маруся получила известие о гибели мужа и сильно страдала и плакала, потому что дочь Катя выбросила письмо в печь. Дети не хотели, чтобы их мама Маруся плакала над бумажкой. А наш дед Григорий остался старшим ребенком семи лет. Он был в доме за мужчину, все мужские обязанности легли на его детские плечи».

Светлана Лях, ученица 7-го класса средней школы N 4, прикрепила к своему сочинению большую ксерокопию фотографии молодых женщины и мужчины. По старинке, они склонили головы друг к другу. Женщина улыбается спокойной и счастливой улыбкой. Мужчина — в военной форме: чувствуется выправка. Видимо, снимок сделан до Великой Отечественной… Прабабушке Светланы — Дарье Петровне — тогда было немногим больше двадцати. Как пишет девочка, «свою судьбу — Николая Андреевича Кривошеина -она встретила в военной столовой, где работала кассиром». Прошло время, и у них родились дети — Нелли и Анатолий.

«Прадедушка был военным, семья кочевала из одного гарнизона в другой. В июне 1941 года они были в разлуке, Николай Андреевич находился в воинской части далеко от дома, а Дарья Петровна ждала его. Она в это время готовилась в третий раз стать мамой. Тогда еще никто не знал, что в следующий раз супруги встретятся через 20 лет.

Моя бабушка Валя родилась в партизанском отряде, где ее мама помогала партизанам до окончания войны. От мужа не было никаких вестей. Потом она узнала, что у него другая семья. Когда он в 1974 году приехал, чтобы попросить прощения, она не вышла к нему. Я родилась в год, когда прабабушки не стало. Ей было 92 года. Но она знала о моем рождении и очень хотела увидеть меня».

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта