X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Высокое эхо далекой войны

Тема Великой Отечественной войны стала очень близкой тюменцу Андрею Паровскому после того, как он съездил на лето к бабушке в Белгородскую область.

Пионерский лагерь «Солнышко», который находился в окрестностях городка Алексеевка, стоял на горке. Отсюда, как на ладони, были видны бескрайние поля под Прохоровкой, где в далекие сороковые проходило танковое сражение. В сончас мальчишки тайком убегали за территорию и проводили раскопки. Они десятками откапывали стреляные гильзы, находили пустые пулеметные ленты, дырявые каски, сломанные ложки, деформированные котелки и миски, гнутые штыки.

Было это давно, но и сейчас Андрей помнит, какой шок он испытал, когда впервые поглубже копнул землю. Под слоем дерна, на месте бывших окопов, обнаружились человеческие черепа и кости. А еще они находили истлевшее обмундирование, стоптанную обувь.

Именно тогда к теме Великой Отечественной Андрей стал относиться по-особому. Ему захотелось взглянуть на военные события, «свысока» — с воздуха. Может быть, сказалась нереализованная детская мечта стать летчиком, но он увлекся изучением и изготовлением моделей авиатехники тех времен. Причем как советских военных самолетов и машин стран-союзников, так и немецких.

Как ни странно, находить подробные описания вражеских истребителей и бомбардировщиков было намного легче, и моделей для склеивания предлагалось не в пример больше, чем наших.

Как рассказывает Паровский, до 1943 года пилоты Красной армии летали практически на «фанере» — «ишачках» (истребителях И-16), «чайках» (И-153) и «этажерках» (По-2). И только потом у нас на вооружении появились истребители Ла-5, Ла-7, Як-3 и Як-9, штурмовик Ил-2, пикирующий бомбардировщик Пе-2. Почти с каждым из этих самолетов связаны героические имена пилотов.

Например, на Ла-7 летал знаменитый Иван Кожедуб, на счету которого 62 воздушные победы, именно он первым в годы войны сбил реактивный «Ме-262». К слову сказать, на счету самого знаменитого немецкого летчика Эрика Хартмана было 352 выигранных воздушных боя (с такими ассами нашим приходилось сражаться). Но при этом Кожедуба не сбили, ни разу, а Хартмана — семь раз (и каждый раз немецкому летчику удавалось покинуть горящую машину на парашюте).

Конечно, в мощности наши воздушные моторы существенно уступали немецким, зато героизма нашим летчикам было не занимать. Они умудрялись на поршневых самолетах сбивать даже реактивные. Наша воздушная эскадра существенно усилилась, когда на вооружение стала поступать техника по ленд-лизу. Например, на ленд-лизовской американской «аэрокобре» летал трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин.

Битву в воздухе Андрей Паровский называет «войной умов». Каждая страна пыталась усовершенствовать свою технику. Например, советские конструкторы создали уникальный штурмовик Ил-2, который немцы прозвали «черная смерть» или «летающий танк». Он был обшит двойной броней особой конструкции, которая изменяла траекторию пуль, попавших в обшивку. Известны случаи, когда Ил-2 спокойно приземлялся на аэродроме, имея до трехсот пробоин.

Слушая рассказы Паровского о баталиях в небе и о конструктивных особенностях военной техники, сам начинаешь ощущать себя участником воздушного боя. Мелькают термины, названия, имена, цифры, даты. И такой блеск в его глазах, будто он сам за штурвалом каждой машины!

Свою мини-эскадрилью Андрей обычно не выставляет напоказ, но в год 65-летия Победы сделал исключение. 34 модели самолетов, сделанных в масштабе 1:48, он отдал на выставку «Дерзкие крылья войны», которая сейчас работает в семейной библиотеке имени Пушкина. Точнее, со вчерашнего дня этих моделей стало 35 — экспонаты пополнились миниатюрной копией легендарного истребителя Ивана Кожедуба.

***
фото: Андрей Паровский;Модель истребителя Ивана Кожедуба — Ла-7.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта