Письма из прошлого. До востребования
Ветераны Великой Отечественной уходят… Так же неотвратимо, как больше чем полвека назад они уходили на фронт.
Но их внуки и правнуки не отчаиваются — они продолжают писать своим дедам и прадедам письма. В них — воспоминания о родных героях, часто — со слов родителей, потому что мало кому из правнуков удалось застать в живых своих прадедов, подаривших им будущее.
Вот и София Карасева, ученица 3-го класса, знает о своем прадедушке, ушедшем на войну, когда ему было всего 18 лет, только по рассказам мамы и бабушки. Может быть, оттого ей захотелось обратиться к нему лично, чтобы стать ближе, еще роднее:
«… Я пишу письмо прадеду, которого никогда не видела. Даже моя мама тебя плохо помнит, прадедушка, потому что, когда тебя не стало, она тоже была такой же маленькой девочкой, как и я. Но все равно из ее рассказов и рассказов моей бабушки Любы, твоей дочери, я многое о тебе знаю: где ты родился, жил, какой ты был, знаю, что у тебя три славные дочери, куча внуков и правнуков. Я знаю и то, что ты прошел всю войну, был тяжело ранен и контужен, долгое время пролежал в госпитале, там и узнал о нашей победе. Награжден многими медалями и орденами, жалко, что они не сохранились. А еще мне бабушка рассказывала о твоих увлечениях — ты любил охоту, рыбалку и был знатным грибником. Мне бы хотелось сказать огромное спасибо тебе за наше светлое будущее, за то, что я и мои друзья могут жить, вернее, радоваться жизни благодаря вам! Твоя правнучка София».
Но часто деды и сами оставляют послания своим потомкам, словно привет из далекого прошлого. Наверное, почти в каждой семье хранится бабушкин старый платок, дедов орден, медаль, уже пожелтевшая и с потрепанными краями фотография, или что-нибудь трофейное — «оттуда».
Восьмиклассница Айгерим Аягинова никогда не держала руку прадеда в своей, не прижималась щекой к его — шершавой и теплой. Он умер задолго до того, как она появилась на свет. Единственное, что осталось Айгерим — это возможность прикоснуться к вещи, которую когда-то прадед привез с войны. Может быть, по дороге домой он хранил ее не в вещмешке, а под кителем — около сердца.
«В нашей семье хранится трофейная карта провинции Бранденбург, которую прадедушка принес с войны. Моего прадедушку зовут Аяганов Сакен. Я его не видела, но очень много о нем знаю.
Он родился 25 января 1925 года в селе Айтуар Джамбульского района Северо-Казахстанской области. Семья его кочевала, остановились они в деревне Кызыл-Ту. В 1943 году пришла повестка, и он, не раздумывая, ушел на фронт. Когда он прибыл на место службы, то сразу был зачислен в 58-й тяжелый артиллерийский полк — разведчиком. Он должен был брать «языков». Обезвредить «языка» нужно было с одного удара, иначе — провал и верная смерть. В определенное время группа разведчиков в составе четырех человек под покровом темноты делала марш-бросок глубоко в тыл врага. Прадедушка рассказывал, как они лежали в укрытиях и следили за противником, выбирали нужную цель и ночью брали «языка», с которым возвращались домой — в часть. Под шквальным артиллерийским огнем наши разведчики успевали вернуться целыми и невредимыми. За годы войны на счету прадеда — не один десяток «языков».
Кто знает, может быть, карта, которую прадед Айгерим привез с войны, и досталась ему от одного из «языков». Об этом в своем сочинении восьмиклассница не написала. Скорее всего, родители ей еще расскажут историю трофейной карты — у правнуков много времени впереди, чтобы больше узнать о своих прадедах.
Но случается, что письма из прошлого обрываются на полуслове. Как будто фронтовой треугольник, опаленный огнем войны… Второкласснице Валерии Артемьевой не довелось увидеть ни своего прадеда, ни даже его послевоенные фотографии:
«Мой прадед Гелев Иван Владимирович родился еще в позапрошлом веке. В начале 1942 года, 18 января, его забрали на фронт. Через три месяца он погиб под станцией Бологое Московской области. Дома у него остались жена и семеро детей.»
В семье десятиклассницы Кристины Шалопаевой тоже нет фотографии ее прадедушки, зато есть добрая память, а теперь и это сочинение:
«В селе Сазоново стоит обелиск, на котором высечены слова: «Никто не забыт, ничто не забыто!» и имена погибших земляков. В этом списке есть и имя моего прадеда — Шалопаева Иллариона Алексеевича. Когда началась война, ему было всего 20 лет. Он ушел на фронт вместе со своим другом, а дома остались моя прабабушка с маленьким сынишкой, он теперь — мой дедушка. Прадедушка мой погиб, а его друг вернулся и рассказал об их первом бое. Это был бой за небольшую деревушку. Немцы атаковали, но наши солдаты мужественно стояли за маленький кусочек русской земли. За этот бой прадедушка награжден медалью «За отвагу». На этом фронтовые пути друзей разошлись. Вскоре пришло известие, что Шалопаев Илларион Алексеевич геройски погиб. Его друг, Сергей, вернулся в свое село после ранения, где и трудился до самой Победы».
Для четвероклассника Артема Бородулина вся история Великой Отечественной войны — в незатейливом, но таком теплом и добром стихотворении его бабушки. Она посвятила его своему отцу — прадедушке Артема:
«Мой прадедушка, Баталов Сергей Тимофеевич, участник Великой Отечественной войны, был танкистом. Имеет много боевых наград. Сейчас живет в селе Антипино. Моя бабушка написала о нем стихотворение. Вот оно:
У меня есть дедушка,
старенький, седой.
А в молодости дедушка был
храбрый, боевой.
Он на войне танкистом был
и первым рвался в бой.
А сколько танков он подбил
с фашистскою броней!
В боях под Сталинградом
сражался как герой.
И получил за храбрость
свой орден боевой!
Под Курском и Смоленском
он тоже воевал.
Дед танк свой очень ласково
«ласточкою» звал.
Освобождал на «ласточке»
и Прагу, и Белград.
И много, очень много
имеет дед наград.
И хоть сейчас мой дедушка
старенький, больной,
Но все равно мой дедушка
духом молодой!»
Еще много старых фотографий и медалей хранятся в семьях ветеранов. И настанет день, когда, выдвинув ящик письменного стола или заглянув на антресоли, на них наткнутся уже праправнуки. Аккуратно возьмут в руки, сдуют пыль. И тогда родители на время отложат свои дела, присядут рядом с сыном или дочкой на диван и расскажут то, о чем когда-то услышали от своих родителей.
И потянется новая вереница писем: в прошлое — к прапрадедам, и в настоящее — к современникам, чтобы и они узнали о героическом прошлом своих предков. И эта «полевая» почта никогда не даст сбоя. Все письма дойдут к адресатам. Стоит только заглянуть в учительскую любой школы накануне праздника Дня Победы. Здесь с вас никогда не попросят предъявить извещение и паспорт, как на обычной почте, а с удовольствием протянут стопку листочков, исписанных детским неровным почерком. И никто не заговорит о тайне переписки — история пути к Победе писалась для всех.
Рисунки Евгении Шубиной (11 лет), Анны Чупраковой (16 лет) и Аллы Саватеевой (16 лет).
***
фото: