X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Наши героические прабабушки

Говорят, что у войны не женское лицо, но сколько же выпало на долю тех женщин, которые проводили на войну отцов, мужей и братьев!

Многие из них не участвовали в боях на передовой — их фронт был глубоко в тылу. Здесь они держали свою оборону. Здесь выкладывались до последнего. Их победы не входили в сводки Совинформбюро, но они тоже были солдатами этой войны. И бои у них были тяжелые, и потери. Только подвиги и героизм были тихими.

Рассказы о том пережитом времени их внуки и правнуки услышали лишь много лет спустя. И написали о военной жизни своих прабабушек в школьных сочинениях.

Мы продолжаем печатать сочинения тюменских школьников. На этот раз в подборку вошли творческие работы на тему «История войны в истории моей семьи» учеников школы N 6. Например, вот так взглянула на старые фотографии в семейных альбомах десятиклассница Анастасия Бурлакова:

«. Листая семейный альбом, я люблю рассматривать фотографии. На многих из них — моя прабабушка, Арефьева Лидия Ивановна, ветеран трудового фронта. Когда началась война, ей исполнилось 20 лет. Она жила в деревне в Горьковской области.

В сентябре 1941 года ее вместе с другими молодыми девушками отправили копать окопы недалеко от Москвы. Работали с утра и дотемна, жили в землянках. Когда немцы отступили от Москвы, их отпустили домой, но дома удалось пробыть всего один день — отправили на заготовку леса. Женщины и девушки работали не покладая рук. Они знали, что своим трудом приближают Победу, поэтому готовы были преодолевать все трудности.

Моя прабабушка и сейчас живет с нами. Я горжусь ею и знаю, что в Победе над фашистской Германией есть частица и ее труда».

Сегодняшним школьникам, многие из которых и домашнюю работу считают за великий труд, трудно себе представить, чего стоило их прабабушкам в одночасье стать кормильцами большой семьи, взвалить на себя всю домашнюю работу и хлопоты по воспитанию детей. Об этом пишет в своем сочинении четвероклассница Динара Нурияхметова:

«Моей прабабушке, Федосии Ивановне Велижаниной, было 17 лет, когда началась война. Мужчин забрали на фронт, в деревне остались только старики, женщины и дети. Вся тяжелая работа легла на их плечи. Тракторов в колхозе не было, пахали на лошадях и быках. Хлеб жали конными жатками, а иногда и серпами. Сено заготавливали вручную.

Но труднее всего, вспоминала бабушка, была не работа, а ожидание вестей с фронта. Четверо братьев Федосии Ивановны воевали. Один не вернулся с фронта, двое были ранены. И только одному повезло — прошел всю войну с первого до последнего дня без единой царапины».

Но даже если волею судьбы семья жила в городе, женская доля легче от этого не становилась. Особенно если речь идет о тех, кто пережил блокаду Ленинграда. Среди жителей города на Неве была и прабабушка третьеклассника Семена Капустина:

«. Я хочу рассказать историю своей прабабушки Шуры и ее нелегкой судьбы. Она родилась на Украине в многодетной семье. Eе мама рано умерла, и отец остался с тремя детьми. Перед войной они переехали жить в Ленинград.

Когда город окружили фашисты, начался голод. Хлеб выдавали по карточкам, на день по 125 граммов. От голода люди падали прямо на улицах. Кругом на тротуарах лежали трупы, и убирать их ни у кого не было сил.

Но когда родного брата бабы Шуры ранили, она отдавала ему весь хлеб, чтобы он выжил. Eй говорили: «Поешь сама!», но она никого не слушала. Брата выходила, но сама заболела. Потом его направили в Тюмень для восстановления сил после ранения, и он забрал с собой полуживую Шуру. Eму говорили: «Оставь ее, она все равно не жилец!» Но он отвечал: «Не могу ее бросить. Она меня выходила, и я ее спасу!» Прабабушка Шура поправилась и осталась жить в Тюмени. А брат уехал на фронт. Дальнейшая его судьба неизвестна».

Страшные испытания выпали и на долю тех молодых женщин, которых угнали на работу в Германию. Оказаться в рабстве, не сломаться, пройти все испытания, чтобы стать сильнее, — все это испытала на себе прабабушка семиклассницы Анастасии Скурыгиной:

«. Eсть на юге Брестской области живописный уголок — Дрогочинщина. Там родилась и выросла моя прабабушка Анастасия Михайловна.

25 июня 1941 года Дрогочинщину оккупировали захватчики. Они полностью уничтожили 28 населенных пунктов, расстреляли более шести тысяч человек. Среди тех, кого захватили в плен и вывезли в Германию, оказались моя бабушка и ее брат.

В ночь с 25 на 26 июня в их дом ворвались люди в немецкой форме и выгнали всех на улицу, не разрешив даже одеться. На площадь согнали практически все село. Дети плакали, женщины рыдали. Немецкий офицер прохаживался вдоль толпы и указывал на людей. Тех, на кого он указал, согнали в круг и охраняли с собаками. Маленьких детей отбирали у матерей и грузили в машину. Молодых женщин и девушек загоняли в грузовики. Тех, кто не подчинялся, — расстреливали на месте. В одну из таких машин попала и моя прабабушка.

Когда они прибыли в Германию, всех загнали в бараки, выдали форму и присвоили номер. Через некоторое время бабушку определили прислугой в одну из семей. У семьи было большое хозяйство: коровы, овцы, домашние птицы, свиньи. Прабабушка доила коров, нянчилась с детьми и выполняла все, что ей приказывали.

Хозяйка была очень злая, а ее дочь — добрая. И однажды прабабушка попросила помочь найти брата, которого тоже увезли в Германию. Немецкая женщина сжалилась, нашла его и даже помогла им встретиться. А прабабушка договорилась с охранниками концлагеря и передала ему продукты.»

Вместо мирной домашней жизни — оккупация, вместо родного дома — обгоревшие стены, вместо теплой печки — землянка в заснеженном лесу. Как перенесли все это вчерашние школьницы, совсем еще девчонки? Надеяться на чью-либо помощь и защиту им не приходилось. Они сами были опорой не только своей семьи. Как, например, прабабушка шестиклассницы Александры Терейковской:

«. До войны семья моей бабушки Дины Георгиевны жила во Львове. Когда немцы начали бомбить пограничные города, моя прабабушка Фадеева Александра Михайловна вместе с детьми Диной и Геннадием сумели выехать из города. Но в пути эшелон разбомбили фашистские стервятники, пришлось добираться где на машинах, где — на телегах, где — пешком. Только через месяц они дошли до родной деревни Горенское Калужской области. А еще через две недели пришли фашисты. Они ворвались в деревню на мотоциклах и на большой скорости стреляли из автоматов по окнам домов. Моя вторая прабабушка Арина в это время доила корову. Услышав стрельбу, сильно испугалась и умерла.

Нашлись предатели, которые рассказали немцам, что у прабабушки Александры муж — офицер. Eе стали гонять на допросы. После очередного допроса семья решила уйти в лес. Несколько месяцев прожили в лесу, а морозы в тот год стояли под 40 градусов.

В декабре 1941 года наши войска освободили город Калугу. Семья вернулась в деревню и ужаснулась: все сожжено дотла. Выкопали землянку, ели мерзлую картошку, собранную на колхозном поле. Пекли хлеб из обгоревшего зерна. Собирали калину и запекали ее со свеклой. А к середине зимы вернулся дедушка Георгий Андреевич. Оказывается, он вышел из окружения.»

Открывая страницы военной истории, школьники узнали много нового и об истории своих семей. И даже удивлялись: «Несмотря на то, что на долю прабабушек выпало так много испытаний и тяжелого труда, они всегда добры и приветливы». Как пишет первоклассница Даша Усольцева, у них «всегда найдется минутка, чтобы приласкать, приголубить, похвалить и пожурить».

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта