X

  • 23 Август
  • 2024 года
  • № 91
  • 5590

«Локомотив» послевоенный

«Суперкоманда», «звезды тюменского футбола» или как-нибудь еще могли бы назвать болельщики послевоенную футбольную команду железнодорожников Тюмени. Но тогда таких слов в ходу не было.

А была — замечательная, поистине народная команда. Изучение этого феномена, существовавшего в середине прошлого века, требует очень тщательного поиска документов, фотографий и живых свидетелей того футбола, тех кумиров. Хотя следует учесть, что свидетели (дай им Бог здоровья!) помнят не все и не всегда… Небольшой обзор будет предварять мои короткие рассказы о самых популярных и значимых личностях тюменского «Локомотива», материалы о которых удалось найти. (Радует, кстати, что имеются некоторые документы в архивах, например, заявочный состав команды 1946 года на первенство Уральской зоны РСФСР). Для начала отмечу интересный факт: несмотря на то, что шла война, в нашем тыловом городе футбол не прекращался! В архиве социально-политической истории Тюменской области хранится что-то вроде программки традиционного блиц-турнира на приз газеты «Тюменская правда», прошедшего 9 мая 1946 года. Война так и не смогла его отменить: в 1942-м победила команда местного гарнизона, через год — опять военные, затем на два года лидерство захватил «Спартак» (выигравший и турнир победного 1945-го).

Эти сведения, найденные в архиве добровольным помощником клуба болельщиков Николаем Квитовым, подтверждают: тяга тюменцев к футболу была неистребимой. Люди хотели играть, болеть и наслаждаться любимым зрелищем, а их начальники (те еще болельщики!) всячески этому способствовали. Несмотря ни на что — военное положение, плохое питание, примитивные по сегодняшним меркам поля и экипировку, большую физическую нагрузку на производстве. Все было нипочем!

Итак, «Локомотив» послевоенный — практически весь из фронтовиков, многие — после ранений и контузий. Все — от станка. Лидирующие позиции в команде занимали представители самых трудных профессий на железной дороге — паровозные машинисты и кочегары. Разумеется, никаких тренеров. Но был главный «заводила» — как сейчас бы сказали, играющий тренер. Футболист с довоенным стажем, кочегар, позже помощник машиниста паровоза «ФД» (такой стоит около ДК «Железнодорожник») — полузащитник Георгий Грюнвальд (о нем мы рассказали во вчерашнем номере газеты).

А далее я буду рассказывать о команде по тому редчайшему снимку, что вы здесь видите. Итак, пойдем слева направо.

Полузащитник Евгений Логинов, 1917 года рождения, — учитель физики и физкультуры железнодорожной школы N 50. С ним соседствует вратарь Борис Ширко (1922) — токарь цеха подъемочного ремонта паровозов, а затем бригадир, мастер. Рядом — нападающий Владимир Мазанкин (так сказать, из « молодежи» , 1924 года рождения) — помощник машиниста паровоза. Далее — защитник Иван Шмелев (1917) — слесарь паровозного депо.

Следующим стоит нападающий Григорий Колмогоров (1921), известный в ту пору под прозвищем «Гриба» (а почему «Гриба», история умалчивает). Тогда Колмогоров был профсоюзным работником, а потом перешел в общество «Динамо». На снимке у него перевязанная голова. Очень любопытно, что произошло: получил футбольную травму? Похоже на то.

Но продолжим. Очередной человек на старом снимке — нападающий Николай Первухин (1918), тоже профсоюзный работник, причем из футбольной семьи: его младший брат Павел, здравствующий и поныне, до сих пор «закоренелый спартаковец».

Полузащитник Николай Клевцов (1921) внимательно смотрит в объектив — в то время был он помощник машиниста, а затем сам водил паровоз. Пройдет какое-то время, и он станет ведущим футболистом тюменского «Динамо», вырастет в одного из самых известных тренеров по футболу и хоккею.

А рядом — знаменитый уже с довоенных времен нападающий Дмитрий Турлаков (1918, прозвище «Митюса»). Тюменский летчик гражданской авиации, дважды сбитый в Великую Отечественную войну. Его судьба описана в прекрасной книге московского писателя А. Василишина «Пасынки Отечества», только там он ошибочно назван «Митюша».

Еще один фронтовик — защитник Виктор Игнатьев (1922). Учитель физкультуры в железнодорожной школе и. выдающийся щеголь. Как он умудрялся в те времена доставать и носить модные вещички — неизвестно, но трость и трубка дополняли его оригинальный облик, за что к нему навечно приклеилось прозвище «Американец».

Предпоследний на фото — упомянутый выше Георгий Грюнвальд. А крайний справа — форвард Леонид Конколович (почти «колокольная», звучная фамилия!), 1914 года рождения, — машинист-инструктор паровозного депо.

А еще в основном составе играли те, кого нет на этом снимке: Иван Шмелев (1918) — защитник, машинист паровоза; Леонид Аликов (1920) — полузащитник, работал в дистанции гражданских сооружений отделения железной дороги; Николай Полетаев (1914) — нападающий, машинист паровоза, который никак не мог наиграться в любимую игру — ни до, ни после войны.

Периодически играли за эту команду такие известные футболисты, как молодой защитник Борис Елькин, вратарь Ремезов, защитник Василий Хомутов, Николай Набоко, Николай Кубасов (между прочим, начальник станции Тюмень!), Виктор Черноскутов, Дмитрий Нолин.

Разумеется, все эти люди были любителями — но какими! Ведь им никто не предоставлял никаких льгот, поблажек. Начальник отделения дороги, конечно, давал возможность бесплатного проезда — но тогда практически все железнодорожники имели такое право. А вот перекидать десять тонн угля в топку паровоза «ФД» вместо кочегара никто не мог — замен-то не было! Да, все они работали и уставали. Но еще и играли в футбол! И он был для них самым лучшим отдыхом и увлечением.

А еще у них были добровольные помощники, например, мальчишки, которых сейчас можно было бы назвать «фанатами», но что-то язык не поворачивается. И вот почему: они футбол и своих кумиров не просто любили — обожали! Нет, они не владели искусством «кричалок», не барабанили и не бросали на поле фальшфейеры и ракеты — даже если б они у них были, этим ребятам такое не пришло бы в голову. Кричали изо всех сил, называя имена и прозвища любимцев, как правило, «хором» — это да!

Зато, как свидетельствует один из них — ныне заслуженный работник физической культуры Российской Федерации, судья всесоюзной категории по легкой атлетике Геннадий Хомутов, эти самые пацаны помогали футболистам практически. Например, сам Геннадий Иванович (тогда просто Генка) с удовольствием и даже трепетом носил футбольную амуницию своего личного кумира — вратаря Бориса Ширко. «Дядя Боря» к такому обхождению привык и заранее просил Гену зайти к нему домой перед игрой: «Родителям моим скажи, что для меня — дадут тебе чемоданчик.» И юный Хомутов стремглав, а главное — вовремя, приносил драгоценный чемоданчик на стадион, к игре, чтобы дядя Боря успел переодеться, едва прибежав из депо.

… В далеком 1946-м чемпион города и области «Локомотив» на волне всенародной любви, огромного желания футболистов и амбиций руководителей решил побороться в Уральской зоне первенства РСФСР. С разъездами, жестким календарем и. тяжелой работой, которую никто не мог бросить. Представить такое сейчас очень непросто — но было именно так. Есть и результаты выступления команды в том сезоне. Вот они. 26 мая — с «Дзержинцем» (Нижний Тагил) — 0:0. 29 мая — с «Динамо» (Свердловск) — 3:9. 2 июня — с «Металлургом Востока» (Первоуральск) — 2:4. 6 июня — с «Динамо» (Молотов, теперь это Пермь) — 0:2. 14 июня — с «Цветметом» (Каменск-Уральский) — 2:1.

16 июня на игру с челябинским «Динамо» наша команда не явилась (по-видимому, возникли сложности или со сбором игроков, не успевавших со своих паровозов, или с переездом, или все причины возникли одновременно).

Последняя игра команды в этом турнире была с «Лысьвой» из одноименного уральского города — победа со счетом 2:1. После чего из-за нарушения регламента наш «Локомотив», увы, был снят с соревнований.

Совместить жаждущих побед любителей с практически профессиональным спортом не удалось -такие проблемы испытывали тогда все в советском футболе. Скоро в стране начнется период «стыдливого профессионализма», когда до самого конца великой советской державы у нас официально не будет футбольных профи, но станут периодически появляться настоящие «звезды» мирового уровня. Но уже не от «станка», а от труда и таланта их самих и тренеров.

… Вскоре сменятся начальники, уйдут фронтовики-футболисты, и «Локомотив» потеряет свои безоговорочные позиции в тюменском футболе. Возникнут другие «суперклубы», стоявшие на энтузиазме своих руководителей и несомненных задатках игроков. Но послевоенное время никогда не забудется!

К большому сожалению, футбольные традиции Тюменского отделения Свердловской железной дороги, похоже, полностью утрачены. Знаменитый, как теперь говорят, «бренд» — «Локомотив», удивительное дело, никому не нужен!

Правда, еще существует старая арена, маленький стадион, который был немым свидетелем спортивной доблести ушедших от нас футболистов-железнодорожников, многие из которых вернулись с фронта.

Вечная им память и признательность тюменских болельщиков!

***
фото: «Локомотив» послевоенный

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта