Таблица умножения для упорных
Когда с раннего детства беды и горести сыплются на твою голову одна за другой — можно сломаться. А можно — стать сильнее.
Таня лишилась родителей, когда ей было три года, а ее сестре Алене — пять. Мать погибла на пожаре, отца лишили родительских прав, они его так никогда и не видели. Никто из родственников малолетних девчушек к себе не взял, и обеих отправили в ближайший — Ембаевский детский дом.
В детском доме они пробыли двенадцать лет. Жили как одна большая семья, воспитателей называли мамами. Но за год до окончания школы этот детский дом закрыли, а воспитанников, которых еще не разобрали по семьям, перевели в Успенку.
Перевод Таня с сестрой восприняли как трагедию. Наверное, потому, что еще живы были в памяти воспоминания, как их забирали из дома родительского. Таня, хотя и маленькая была, а помнит, как кричали они с Аленкой, как плакали. И вот опять.
Многие из тех, кто вместе с ней учился в Ембаево, а потом оказался в Успенке, так и не смогли привыкнуть к новой обстановке — остро чувствовали себя чужими, брошенными, ненужными… Было заметно, как человек становился каким-то «ежиком», который не подпускает к себе никого, во всех видит чужаков — и потому неистово защищается, выставив колючки. Так, ощетинившись, обозлившись на всех и вся, и уходят в большую жизнь.
Один из выпускников детского дома, ему сейчас далеко за 50 и он вполне успешный бизнесмен, как-то проговорился, что из его детдомовских сверстников по пальцам можно пересчитать тех, кто нашел свое место в жизни, кто не спился, не сидит в тюрьме, не убит… Определиться в жизни большинству из них так и не удалось. Душевную боль от ранней потери близких не смогла сгладить никакая государственная опека и поддержка.
Эта проблема есть. И, может быть, именно потому государство, сознавая несовершенство детдомовского воспитания и подготовки к самостоятельной жизни, так старается найти замену этой системе?
Был такой человек и в истории нашей редакции. Уже выучившийся, получивший диплом о высшем образовании. Но внутри — все тот же «ежик». Чуть что, готов (точнее, готова) кидаться в драку отстаивая кажущееся «попрание ее прав». Тогда пришлось всем коллективом отогревать этого человека, говоря, что «детдом, который до сих пор еще сидит у нее внутри, позади и больше возвратится.»
Но вернемся к нашей героине. У нее, как мы думаем, оказался сильный характер, который стал ей опорой. Он помог ей избежать жесткой ломки: детский дом закончился — как жить дальше? Ей, наверное, самой еще нелегко так прямо сформулировать, как это делаем мы, взрослые люди. Что-то, говорит она, помогло ей удержаться, не пуститься во все тяжкие, не опустить рук. Может, старшая сестра, которая была рядом? А может, ее «оберег», ее отдушина?
Сколько себя помнит Татьяна, она любила рисовать. Карандашами, красками, фломастерами, ручкой — все равно. Что было под рукой, то и годилось. На бумаге мир делался прекрасней, чем он есть на самом деле, она собственной рукой изменяла то, что, казалось, изменить нельзя.
Рисование и помогло ей выбрать будущую профессию. Правда, в старших классах Татьяна еще колебалась: то ли на художника по костюму пойти учиться, то ли на парикмахера. А может, на кулинара — он ведь тоже украшает жизнь? Спасибо воспитателям Успенки — многому научили.
Но парикмахерское искусство перевесило. Картинками-то сыт не будешь, пока ты пробьешься, пока твой труд оценят по достоинству… Надеяться приходится только на себя, больше не на кого. Так выбор Татьяны остановился на Западно-Сибирском колледже, где набирали группы для обучения парикмахерскому делу.
В группу она попала к замечательному наставнику — мастеру производственного обучения Татьяне Викторовне Садовниковой. Вместе с Таисией Николаевной Петялиной, заместителем директора колледжа по учебно-воспитательной работе, она сразу заприметила подающую надежды девочку, оценила не только богом данные качества — легкие руки, светлую голову и творческую натуру, но и целеустремленный, «упертый» характер. Она выделялась среди других бывших воспитанников детских домов, проходящих обучение в колледже (сейчас здесь учится 108 сирот). По мнению Таисии Николаевны, главное, что отличает Татьяну, — самостоятельность и отсутствие иждивенческих настроений. В ней нет обиды и озлобленности. Татьяна «реально смотрит на жизнь и строит ее сама».
Когда в колледже формировали команду студентов для участия в IV международном олимпийском соревновании по парикмахерскому искусству «Невские берега», которое проходило в феврале в Санкт-Петербурге, в нее включили и первокурсницу Татьяну Мезенцеву. Ставка оказалась верной. Дебютантка привезла сразу четыре лауреатских диплома в разных номинациях.
Легко ли Татьяне дались эти победы? Нет. Техника выполнения торжественной прически, которую накануне продемонстрировали конкурсанткам, была ей незнакома. На первом курсе такого сложного плетения они еще не изучали. Можно было бы и отказаться от участия. Но, как рассказывает Татьяна, она «расплетала и делала заново, расплетала и делала заново, ночь просидела, пока не поняла, как надо». В результате — диплом IV степени за технику выполнения. И это среди почти 2,5 тысячи участников, студентов образовательных учреждений не только России, но и стран СНГ!
За полгода обучения Татьяна Мезенцева накопила шесть дипломов различных конкурсов профессионального мастерства. Пора начинать собирать портфолио, советуют ей. Потому что, действительно, уже есть чем гордиться. «Главное, не загордиться», — повторяет Татьяна, улыбаясь. Конечно, после побед она чувствует себя уверенней и знает, что ее рукам сейчас многие доверяют. Но ведь она только начала изучать «таблицу умножения» парикмахерского искусства.
Чего она хочет пожелать себе в будущем? Побольше работы. Будет работа — все будет.
***
фото: Таня за работой.