Вернисаж в подарок
«Ангел Сибири вострубил» — возвестили Аркадий Елфимов и Павел Кривцов, участники фотовыставки в драматическом театре.
Благодаря директору театрального музея Надежде Васьковой холлы драматического театра превращаются в художественные галереи. Ширится список художников — тюменских, российских, европейских — которые бесплатно выставляют свои работы и с благодарностью дарят по одной в музейный фонд. Один из этих авторов — фотограф Милорад Миладинович, посвятивший свое фотоэссе монастырю Афона. Свежая фотовыставка Елфимова, состоящая из 120 фотографий и тематически близкая афонским работам, возможно, полностью останется в этих стенах (еще один жест Елфимова-мецената).
Итак, к своему 60-летнему юбилею Елфимов предоставил фотоотчет в виде тобольских пейзажей. А также познакомил горожан с поэтическими портретами московского мастера фотографии Павла Кривцова. Его фамилия возникла на этой двойной выставке неслучайно. Елфимов и Кривцов — друзья и духовные соратники. Их работы соседствуют не только на стенах театра, но и в красиво изданных фотоальбомах.
Не так давно президент благотворительного фонда «Возрождение Тобольска» Аркадий Елфимов презентовал общественности двойной фотоальбом в подарочной коробке — «Ангел Сибири» и «Ангел вострубил», всего 2000 экземпляров. Эти книги раритетны, и мы бы никогда их не увидели. Взяв из свежего издания по 60 фотоцитат — своих и кривцовских, цветных и черно-белых — Елфимов составляет галерею для широкого пользования. Этот жест оценили все те, кто специально пришел на открытие «ангельской» галереи — представители небогемной тюменской интеллигенции.
«Любитель» — тот, кто делает все с большой любовью. Об этом думаешь, разглядывая елфимовские пейзажи. Город Тобольск может гордиться таким подробным портфолио: снимки домов, храмов, куполов, флюгеров, символическая подборка окон и дверей. Можно выбирать сюжет на собственный вкус. Я выбрала лиричную фотоработу «Иртышская Венеция», с затопленной на мелководье лодкой, видной сквозь зеленые воды реки. «Венеция» — недаром, ведь для Елфимова тобольские места — это борхесовский алеф, точка, где сходятся миры.
Для передачи художественного образа автор пользуется всем арсеналом профессионального художника — неожиданными ракурсами, «вкусной» прорисовкой деталей, нежной светописью. В пейзажах проступают щемящие подробности уходящей старины и символы духовного возрождения первой столицы Сибири. Недаром эмблемой фонда «Возрождение Тобольска» служат ангелы, молитвенно сложившие руки.
На портретах Павла Кривцова уже не ангелы на куполах, а люди. Когда-то «Золотой глаз России» был фоторепортером знаменитого «Огонька», теперь трудится на духовное издание «Слово». Он снимает духовных служителей, монахов, прихожан.
Несмотря на религиозную тему в своем творчестве, Кривцов остается служителем, прежде всего искусства. В каждом портрете чувствуется то художественное отстранение, которое необходимо сохранять автору между своими моделями и фотообъективом. В наше время цифровой фотопередачи Кривцов остается жрецом аналоговой фотографии.
Религиозные метафоры органично вплавлены в мироощущение художника. Он ищет трогательные и символичные знаки, связывающие мир с надмиром: голубок, севший на окно иконописной мастерской, свеча, которую закрывает от ветра прихожанин полой своей куртки. Послушник, вставший на колени для помощи седому архимандриту.
Фотограф выстраивает очень чистые кадры. Вот перед нами династия: протоиерей Виктор Нагайцев со взрослыми сыновьями сидят за столом. На столе -яблоки, почти тайная вечеря. Но самое интересное — не этот символизм, а разные выражения лиц. Особый талант Кривцова в том, как характерно он может рассказать о своих персонажах в одном кадре. Иногда срабатывает еле заметный наклон головы или теплое выражение глаз.
Лицо человека — самодостаточно. Ради него художник использует постановочный кадр. Обладатель самого красивого лица, которое я видела за последнее время, — это кривцовская матушка Анна, семье ее посвящен целый триптих.
Надо отдать должное Аркадию Елфимову, не побоявшемуся поставить свои труды с портретными работами Кривцова. Черно-белые рассказы московского фотографа одним своим соседством порой превращают елфимовские труды в глянцевые открытки. Еще один плюс Елфимову — он заказал своему другу портреты «Друзей Тобольска». На кривцовских фотографиях появились герои нашего времени — бизнесмены, художники, писатели, еще раз бизнесмены, круг знакомых общительного Елфимова. О них рассказано в лучших традициях арт-фотографии. Каждому герою автор находит метафоричный фон — сажает на стул на дороге, фотографирует на фоне карты, дает в руки ювелирное изделие.
Гимн человеку, его созидательному труду, его движению к Богу составляет генеральное звучание этой выставки. К нему не примешивается минорная интонация о духовном разорении и нищете. Как говорит Кривцов, у которого дома нет телевизора, «мы совсем не такие, какими нас показывают в СМИ». Чтобы противостоять агрессивному информационному потоку, современный человек должен соблюдать духовную аскезу, пускать в свою жизнь только истинную «музыку». Тоболяк и москвич, любитель и профессионал, пейзажист и портретист — объединились для того, чтобы посвятить этой мысли свою визуальную проповедь.
***
фото: Аркадий Елфимов и Павел Кривцов.