X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Случайно пламя на потушить

Сегодня Александр Шишкин и Олег Переладов снова в классах учебного центра федеральной противопожарной службы Здесь проходят стажировку, повышение квалификации, переподготовку все специалисты пожарной охраны — от маленьких чинов до самых высоких.

22 апреля на двухмесячные курсы специальной первичной подготовки пожарных в центр приехал очередной поток курсантов — 45 человек из разных уголков Тюменской области. Половина обучающихся представляла районные и поселковые пожарные части, другая — городские. Распорядок дня жесткий: подъем в 6-30, физподготовка, завтрак, лекционные занятия, обед, обязательная самоподготовка, ужин и в 22-00 — отбой. И так вся неделя. Так начинался и день 23 апреля. Прошли три учебные «пары», и курсанты готовились пойти на обед. А в 14-35 поступил сигнал тревоги: горят дачи на четвертом километре Салаирского тракта, пожар четвертого, высшего, уровня сложности…

— Я хорошо помню этот момент, — рассказывает Александр Шишкин, — зашел в казарму и только начал складывать тетради и учебники в тумбочку, как вбежал дневальный: «Боевая группа, на выезд!»

Первыми на тушение пожара выехала основная группа курсантов из 10 человек, вторым заходом отправили резервную. В нее включили тоболяка сержанта Александра Шишкина и Олега Переладова, из Сладково. Выезд для них не был боевым крещением, за два года молодые пожарные успели многое повидать, но масштабы этого бедствия их поразили.

… Курсантов загрузили в обычный ПАЗик — машины со спецсигналами положены только боевым расчетам. Но водитель автобуса все равно ехал как на пожар. И чуть не поплатился, пытаясь обогнать белый форд с синей полосой. Патрульные ДПС заставили прижаться к обочине и чуть было не оштрафовали. Но узнав, что в салоне группа курсантов едет на тушение пожара, взяли под козырек и даже предложили свое сопровождение до места.

… Вначале в воздухе почувствовался сильный запах гари. Потом из-за задымления снизилась видимость. А за несколько километров до дачного общества стал виден длинный сизый шлейф. Точно оценить площадь возгорания на расстоянии, конечно, невозможно, но масштабы бедствия становились понятны.

Когда прибыли на место, заместитель начальника учебного центра полковник внутренней службы Евгений Чуриков разделил курсантов на группы по нескольку человек, обозначил для каждой решающее направление действий и расставил на позиции.

Олегу с Александром достались разные «квадраты» улиц.

— Первое, что заметила наша группа, — рассказывает Александр Шишкин, — дымится угол бани. Открытого огня еще не видно, но дым все гуще и чернее. Хозяев на участке нет. Дверь баньки заперта. Поискали подручные средства, чтобы сбить замок. Нашли какой-то обломок ржавой трубы. Распахнули дверь, и когда дым немного осел, почти на ощупь начали искать внутри причину горения. Оказалось, что искра попала в утепление стены и та начала тлеть. Пришлось вначале пролить все водой из заплечных ранцев, вручную разобрать часть стены, ободрать сайдинг с обшивки и снять крышу. Воду приходилось экономить, ведь пожарного водоема поблизости нет. И пока приходила следующая водовозка, там, где можно было применить другие методы — разобрать, забросать землей, раскидать, растащить, — использовали их. …Удалось отстоять еще один сарай и баньку, к которым огонь подбирался по ветхому забору и по опилу на дорожках.

— А нам достались уже горящие хозяйственные постройки на одном из участков, — продолжает уже Олег Переладов. — Хозяин был дома, и первое, что мы спросили: «Есть что-нибудь взрывоопасное?» Оказалось — два почти полных 50-килограммовых газовых баллона. Старичок вспомнил, что один-то стоит в предбаннике, а вот где второй — забросал, говорит, каким-то хламом в сарайке, чтобы воры не нашли. Нам удалось «раскопать» этот баллон только с третьего захода. И когда оба вытащили на свет божий и отнесли в безопасное место, пролили все из стволов. В этом смысле нам повезло, у нас были не ранцы, а брандспойты. Да и дед нам помогал, ведрами черпал воду из бочки и обливал свой дом.

… Так продолжалось восемь часов. В учебный центр приехали за час до отбоя. Если б они были на боевой машине, первое, что полагалось сделать, вернувшись, — дозаправить ее водой. Затем — мойка и сушка пожарных рукавов, обмундирования. И только потом, если удастся, — отдых.

В таком режиме работать может, конечно, не каждый. Одних изматывает ожидание, других — рваный ритм службы, третьих -постоянный риск. Случайные люди отсеиваются быстро. Остаются те, кто к этому «экстриму» привыкает. А когда спрашивают: «Вы не жалеете, что выбрали эту опасную работу?» — отвечают сдержанно: «Ведь кто-то же должен бороться с огнем».

***
фото: Александр Шишкин и Олег Переладов. Снова в классах учебного центра.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта