Они стараются быть хорошими
Впервые в конкурсе «Учитель года» приняли участие журналисты. Нас пригласили провести пресс-конференцию с финалистами. Задать им десяток-другой острых вопросов. А жюри посмотрит, как те выкручиваются.
Должна сказать, что все финалисты держали удары достойно. Поэтому жюри предстоит сложная задача. Победитель определится завтра по итогам всех конкурсных этапов.
… Предмет под названием «религиоведение» вводится в систему среднего образования. А нужен ли он в школах? Как отнесутся родители к тому, что их чадо в четвертом классе будет осваивать тонкости основных видов религий? Кто будет преподавать и по какой шкале оценивать «духовно-нравственное совершенствование»? Оказалось, у самих учителей больше вопросов, чем ответов. Но лучшие учителя области оказались солидарны: предмет нужен, ибо больше нечем противостоять агрессии нынешней молодежи и ее непримиримости к иной точке зрения. Примером стал сериал Гай Германики «Школа». Одни учителя «видели ситуации и похлеще», другие отмахивались от этой «жести».
Благодарность авторам сериала — от учителя русского языка и литературы школы № 1 Голышмановского района Ольги Смолиной. Она сказала, что благодаря фильму обратили внимание на проблемы современной школы. Солидарна с ней словесник тюменской гимназии № 1 Ольга Редина. Она считает, что «школа закрыта от общества, и это ярко видно в сериале». Учитель немецкого языка из Казанки Лариса Меньщикова ностальгирует по другим фильмам: «Розыгрыш», «Сельский учитель». Может, и не осознавая, что они — художественные. Поэтому ее пожелание СМИ — больше позитивного привносить в образ учителя и в целом школы — наткнулось на традиционное: «опять виноваты СМИ?» Хотя, надо отдать должное, коллеги ее несколько поправили, обратив внимание на собственное участие в процессе повышения имиджа педагога и системы образования в целом, вспомнив поговорку об утопающих. А еще о том, как остро стоит кадровый вопрос в школах.
Тему поднял единственный мужчина, оставшийся в группе лидеров: «Я не знаю, что нужно делать, чтобы молодые кадры пришли в школу». Хотя ответ, кажется, лежит на поверхности: придут, когда появится возможность заработать.
Ольга Смолина, например, уже пять лет работает в школе и она уверена, что педагог — не неудачник. Да, поток абитуриентов в педагогические вузы резко сократился. Даже поговаривают о сокращении вузов данного профиля. На смену профессионалам могут прийти не педагоги. Ольга Ройблат, ректор ТОГИРРО, совсем не против витающей в воздухе идеи: «Дети пойдут за любым лидером, и не важно, есть ли у него педагогическое образование». И учителя не опасаются конкуренции «с улицы». Та же Лариса Меньщикова, влюбленная в свою профессию, считает, что «случайный человек в школу не придет». Между прочим, именно она получила приз представителей СМИ (смею надеяться, за любовь к профессии и за высказывание: «Мы же очень стараемся быть хорошими»).
Год учителя, объявленный президентом страны, тоже воспринимают каждый по-своему. Для одних — таков каждый год. Для других — повышенное внимание к школе и возможность высказать свое, наболевшее. Для третьих — план мероприятий, предложенный учителям областной властью. В нем, в частности, есть «Веселые старты» и «Папа, мама, я — спортивная семья». Все смеялись, когда одна из педагогов вопрошала: «Почему кто-то думает, что учителям радостно бегать в трико в свободное от работы время?»
Учителя — они разные. У них есть претензии к родителям, к администрации школы, к государству и к ученикам. Но самое главное, что позволяет им меняться и совершенствоваться, — это претензии к себе.